Рабочая_программа_ВУД_СОО_Разговоры_о_важном

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7» имени А.А.Лагуткина
ПРИНЯТА
Педагогический совет
Протокол № 1 от 30.08.2024

УТВЕРЖДЕНА
Директор БМАОУ «Лицей № 7»
_____________ Молочкова А.В.
Приказ № 169/2 от 02.09.2024 г.

Молочкова
Анна
Владимировна
2024.08.30
15:43:06 +05'00'

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
среднего общего образования
«Разговоры о важном»

Направление: духовно-нравственное
Адресат программы: обучающиеся 10-11 классов
Срок реализации: 2 года

г. Березовский, 2023 г.

Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности.
3. Тематическое планирование.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
Личностные результаты отражают готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта
и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
 готовность
противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной
организации и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
 идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
 убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
 сформированность
экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
 сформированность
мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном
мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;


осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
 способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
 овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
 формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;


























в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации
и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;



























осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной
сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;






г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.

День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание».
Возможности, которые предоставляют проекты общества «Знание» для
обучающихся различных возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники чем гордимся, о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская - её подвиг бессмертен, её имя стало символом
мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности
Отечеству, истиной любви к своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией
Российской Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода,
права и благополучие граждан является одной из главных ценностей, а
проявление гражданской позиции, желание участвовать в развитии своего
города, региона, страны - достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию - проводник в мир
возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в стране,
наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный
коллектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития
каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь - основа хороших
отношений с окружающими. Уважение к окружающим - норма жизни в нашем
обществе. В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро
решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой
составляющей жизни человека. Они приводят к депрессивному состоянию,
которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического здоровья,
конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как
наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как
смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не
опуститься до «травли» других, необходимы всем.
Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях
кинематографического искусства, которое имеет свой «золотой фонд»,
признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные
ценности, великое культурно-историческое наследие, отображает то, что

объединяет нас как нацию. Развитие отечественного кино отражает не только
основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее будущего. Кино,
наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в
«зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и
рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с
творчеством талантливых людей, с историей и культурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую
значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа,
беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь
Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными,
физическими и моральным качествами, являются достойным примером
настоящего мужчины.
Единство нации - основа существования российского государства. Единство
многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада жизни всех
народов является главным в жизни страны. Пока мы едины - мы непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же,
как границы государства, это основа и залог существования современной
страны. Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически
важно для будущего, профессии в этой сфере очень перспективны и
востребованы. Технологический суверенитет решает задачи обеспечения
безопасности, получения энергии, продовольственной независимости,
транспортной связности. Логика развития экономики предполагает защиту и
формирование
высокотехнологичных
отраслей
с
высокой
долей
интеллектуальных вложений.
Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики,
движением к технологическому суверенитету.
Традиционная семья в России - это союз мужчины и женщины, которые
создают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки.
Основа семьи - это любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать
полноценные многодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья,
дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к
своей Родине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина
- это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы
защищать.
Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности.
Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмездно
помогали друг другу, оказывали всестороннюю поддержку. Даша
Севастопольская, сёстры милосердия - история и современность.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они?
Россия начинается с меня?

Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение
обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть
интересные новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и
культурой новогодних праздников в нашей стране.
Первая печатная книга в России - «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы
передачи информации до появления письменности. Разница между азбукой и
букварем. «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого
младенческого научения». Любовь к чтению, бережное отношение к книге
начались 450 лет назад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в
том числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают для
граждан? Выплата налогов - обязанность каждого гражданина Российской
Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда.
Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой
Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими
обладает правами? Что дает заключение союзного договора для государств?
Союзники России - государства, которые разделяют и поддерживают наши
общие традиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению
союзных государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические
достижения в нашей стране. 190-летие великого русского учёного-химика,
специалиста во многих областях науки и искусства Д.И. Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной
в мире, которую за ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали,
изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей
страны сегодня может открыть для себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного:
кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790—
1798); командующего русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798—
1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место в
жизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим
другом? Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать
хорошую семью и самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в
России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящим
профессионалом. Поддержка профессионального самоопределения школьников
в России. Эти вопросы волнуют подростков. Проблемы, с которыми они
сталкиваются, и способы их решения.

Всемирный фестиваль молодежи - 2024. Сириус - федеральная площадка
фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и
студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской
гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиковиспытателей первых российских самолетов. Мировые рекорды российских
летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского
полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Россия - здоровая держава. Это значит, что жители страны должны
стремиться поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и психическое
здоровье населения играют важную роль в укреплении экономического
потенциала и социальной стабильности страны, повышают качество жизни
каждого человека.
Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История
цирка, цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи,
дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные
космонавты- рекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс.
Николай Гоголь - признанный классик русской литературы, автор
знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей
день.
Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты.
Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.
Соблюдать эко-правила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд - это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России.
Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее
создания и деятельность. Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад
А. С. Пушкина в формирование современного литературного русского языка.
Методические материалы:
school-collection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
3. Тематическое планирование

Тематическое планирование рассчитано на 36 часов в год в 10–11-х классах
в соответствии с рабочей программой курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» на 2023/24 учебный год, разработанной ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования». При этом данное тематическое планирование
будет скорректировано в ходе учебно-воспитательного процесса в соответствии
с планированием на сайте razgovor.edsoo.ru и часами, выделенными на курс
«Разговоры о важном» в плане внеурочной деятельности СОО: 34 часа в год
в 10–11-х классах.
№
п/п

Тема занятия

Количество
ЦОР/ЭОР
часов,
отводимых на
освоение темы

1

День знаний

1

razgovor.edsoo.ru

2

Там, где Россия

1

razgovor.edsoo.ru

3

Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои 1
Космодемьянской

razgovor.edsoo.ru

4

Избирательная система России (30 лет 1
ЦИК)

razgovor.edsoo.ru

5

День
учителя
воспитанию)

по 1

razgovor.edsoo.ru

6

О взаимоотношениях в коллективе
(Всемирный день психического
здоровья, профилактика буллинга)

1

razgovor.edsoo.ru

7

По ту сторону экрана. 115 лет кино в
России

1

razgovor.edsoo.ru

8

День спецназа

1

razgovor.edsoo.ru

9

День народного единства

1

razgovor.edsoo.ru

10 Россия: взгляд в будущее.
Технологический суверенитет /
цифровая экономика / новые

1

razgovor.edsoo.ru

(советники

профессии
11 О взаимоотношениях в семье (День
матери)

1

razgovor.edsoo.ru

12 Что такое Родина? (региональный и
местный компонент)

1

razgovor.edsoo.ru

13 Мы вместе

1

razgovor.edsoo.ru

14 Главный закон страны

1

razgovor.edsoo.ru

15 Герои нашего времени

1

razgovor.edsoo.ru

16 Новогодние семейные традиции
разных народов России

1

razgovor.edsoo.ru

17 От А до Я. 450 лет «Азбуке» Ивана
Фёдорова

1

razgovor.edsoo.ru

18 Налоговая грамотность

1

razgovor.edsoo.ru

19 Непокоренные. 80 лет со дня полного
освобождения Ленинграда от
фашистской блокады

1

razgovor.edsoo.ru

1

razgovor.edsoo.ru

21 190 лет со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки

1

razgovor.edsoo.ru

22 День первооткрывателя

1

razgovor.edsoo.ru

23 День защитника Отечества. 280 лет со
дня рождения Федора Ушакова

1

razgovor.edsoo.ru

Как найти свое место в обществе

1

razgovor.edsoo.ru

25 Всемирный фестиваль молодежи

1

razgovor.edsoo.ru

26 «Первым делом самолеты». О

1

razgovor.edsoo.ru

20

24

Союзники России

гражданской авиации
27 Крым. Путь домой

1

razgovor.edsoo.ru

28 Россия – здоровая держава

1

razgovor.edsoo.ru

29 Цирк! Цирк! Цирк! (К
Международному дню цирка)

1

razgovor.edsoo.ru

30 «Я вижу Землю! Это так красиво»

1

razgovor.edsoo.ru

31 215-летие со дня рождения Н. В.
Гоголя

1

razgovor.edsoo.ru

32 Экологичное потребление

1

razgovor.edsoo.ru

33 Труд крут

1

razgovor.edsoo.ru

34 Урок памяти

1

razgovor.edsoo.ru

35 Будь готов! Ко дню детских
общественных организаций

1

razgovor.edsoo.ru

1

razgovor.edsoo.ru

36

Русский язык. Великий и могучий. 225
лет со дня рождения А. С. Пушкина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».