Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» имени А.А.Лагуткина ПРИНЯТА Педагогический совет Протокол № 1 от 30.08.2024 УТВЕРЖДЕНА Директор БМАОУ «Лицей № 7» _____________ Молочкова А.В. Приказ № 169/2 от 02.09.2024 г. Молочкова Анна Владимировна 2024.08.30 15:43:35 +05'00' Рабочая программа курса внеурочной деятельности среднего общего образования «Спортивные резервы» Направление: спотивно-оздоровительное Адресат программы: обучающиеся 10-11 классов Срок реализации: 2 года г. Березовский, 2023 г. Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2. Содержание курса внеурочной организации и видов деятельности. 3. Тематическое планирование. деятельности с указанием форм 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной деятельностью), накоплению необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижении личностнозначимых результатов в физическом совершенстве. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно – практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания курса, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетным для учебного курса на уровне основного общего образования являются: В области познавательной культуры: - понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; - понимание средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения. В области нравственной культуры: - бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; - уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; - ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. В области трудовой культуры: - добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий; - рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; - поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе деятельности. В области эстетической культуры: - восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; - понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; - восприятие спортивного соревнования как культурно – массового зрелищного мероприятия, проявления адекватных норм поведения, неантагонестических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры: - владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; - владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; - владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника. В области физической культуры: - владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой и содержательного наполнения; - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений низ базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; - владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. Материал рабочей программы даётся в трёх разделах: спортивные игры; гимнастика; лёгкая атлетика. В разделе «Спортивные игры» представлен материал по истории развития спортивных игр, правила соревнований, способствующий обучению техническим и тактическим приёмам игры и совершенствованию физических качеств. В разделе «Гимнастика» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, укрепление осанки, развитие гибкости, силы, ловкости, координации и подготавливают организм к физической деятельности. В разделе «Лёгкая атлетика» даны упражнения по развитию определённых двигательных качеств, беговых и прыжковых упражнений, выносливости и скорости.В конце обучения, учащиеся должны знать правила игр и принимать участие в соревнованиях. Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки. Спортивные игры: - мини- футбол:совершенствование физических качеств: быстроты, скорости, ловкости, силы, выносливости и координации движений. - баскетбол: совершенствование физических качеств: быстроты, скорости, ловкости, силы, выносливости и координации движений. -волейбол: совершенствование физических качеств: быстроты, скорости, ловкости, силы, выносливости и координации движений. Гимнастика: прикладно – ориентированные упражнения, дальнейшее развитие гибкости; совершенствование : координации движений, силы, выполнение строевых приёмов на месте и в движении. Лёгкая атлетика: совершенствование: беговых упражнений, прыжковых упражнений, метания различных снарядов, метание гранаты, бег на развитие выносливости и скорости (спринт). 3. Тематическое планирование 10 класс Количество часов: 34 ч (1 час в неделю, 34 недели) № занят ия 1 2 3 Тема Легкая атлетика Вводный ИОТ. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Высокий и низкий старт. Стартовый разгон до 40 м. Бег на короткие дистанции (30,60,100 м.) Эстафетный бег. подготовка к сдаче норм ГТО. Вводный тестовый контроль. Совершенствование: беговых упражнений. теори я Кол-во часов практик а всег о 0,5 0,5 1 1 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Кроссовая подготовка. Бег в равномерном и переменном темпе 15— 20 мин. Бег на 3000 м.(юноши), 2000м. (девушки).Подготовка к сдаче норм ГТО Совершенствование: прыжковых упражнений. Прыжки в длину с места, подготовка к сдаче норм ГТО. Спортивные игры (баскетбол) 0,5 ИОТТехника безопасности на занятиях баскетболом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Совершенствование физических качеств: силы. Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях). Игра. Совершенствование физических качеств: быстроты. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Игра. Совершенствование физических качеств: координации движений. Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Игра Совершенствование физических качеств: скорости, ловкости, выносливости. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Игра. Гимнастика 0,5 ИОТ Техника безопасности на занятиях гимнастикой. Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении. Юноши. ОРУ с предметами (набивные мячи до 5кг,гантели до 8кг,штангой). Девушки. Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалками, большими мячами. Прикладно – ориентированные упражнения. Совершенствование висов и упоров. Совершенствование акробатических упражнений. Юноши. Длинный кувырок через препятствие, стойка на руках с 1 1 1 1 0.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 помощью .Девушки. Кувырок вперед, стойка на лопатках, упражнение мост. Освоение и совершенствование акробатических упражнений. Дальнейшее развитие гибкости. Комбинация из раннее усвоенных элементов (на снарядах). Лазанье по гинастической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Подготовка к сдаче норм ГТО Упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, в парах. Совершенствование : координации движений, силы, выполнение строевых приёмов на месте и в движении. Опорный прыжок. Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы. Спортивные игры (волейбол) ИОТ. Основы законодательства Российской 0,5 Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений в волейболе. Совершенствование физических качеств: быстроты, скорости, ловкости, силы, выносливости и координации движений. Варианты техники приема и передач мяча. Игра Варианты подач мяча. Варианты нападающего удара через сетку. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка. Игра. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра. Легкая атлетика Старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. Бег 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 на развитие выносливости и скорости (спринт). Эстафетный бег Совершенствование техники прыжка в длину способом "ножницы". Техника метания мяча с разбега Метания различных снарядов. Метание мяча с места на дальность; в горизонтальную и вертикальную цель. Метание гранаты с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов. подготовка к сдаче норм ГТО. Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования. Полоса препятствий. Страховка. Спортивные игры (футбол) Совершенствование физических качеств: быстроты, силы, координации движений. Техника безопасности. Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Совершенствование физических качеств: скорости, ловкости, выносливости. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Совершенствование физических качеств: быстроты, силы, координации движений. Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Игра. Совершенствование физических качеств: скорости, ловкости, выносливости. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Судейство. Игра. Итого 1 Тема Легкая атлетика Вводный ИОТ. Прыжки и многоскоки. Бег на средние дистанции. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 11 класс Количество часов: 34 ч (1 час в неделю, 34 недели) № занят ия 1 теори я Кол-во часов практик а всег о 0,5 0,5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Высокий и низкий старт. Стартовый разгон до 40 м. Бег на короткие дистанции (30,60,100 м.) Эстафетный бег. подготовка к сдаче норм ГТО. Вводный тестовый контроль.Основы организации проведения соревнований. Правила судейства. Совершенствование: беговых упражнений. Эстафеты, старты из различных исходных положений. Бег на 3000 м.(юноши), 2000м. (девушки).Подготовка к сдаче норм ГТО Совершенствование: прыжковых упражнений. Прыжки в длину с места, подготовка к сдаче норм ГТО. Метание гранаты 500-700 г (юноши), 300-500г (девушки) с разбега на дальность. подготовка к сдаче норм ГТО. Спортивные игры (баскетбол) 0,5 ИОТ Техника безопасности на занятиях баскетболом. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Основы организации проведения соревнований. Правила судейства. Совершенствование физических качеств: силы. Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО). Игра. Совершенствование физических качеств: быстроты. Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении. Игра. Совершенствование физических качеств: 1 1 1 1 1 1 1 1 0.5 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 координации движений. Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Игра Совершенствование физических качеств: скорости, ловкости, выносливости. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Игра-соревнование по правилам. Гимнастика ИОТ Техника безопасности на занятиях гимнастикой. Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Правила судейства. Юноши. ОРУ с предметами (набивные мячи до 5кг,гантели до 8кг,штангой). Девушки. Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалками, большими мячами. Прикладно – ориентированные упражнения. Совершенствование висов и упоров.Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами. правила судейства по гимнастике Совершенствование акробатических упражнений. Юноши. Длинный кувырок через препятствие, стойка на руках с помощью .Девушки. Кувырок вперед, стойка на лопатках, упражнение мост. Освоение и совершенствование акробатических упражнений. Дальнейшее развитие гибкости. Комбинация из раннее усвоенных элементов (на снарядах). Лазанье по гинастической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Подготовка к сдаче норм ГТО Упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, в парах. Совершенствование : координации 0,5 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 движений, силы, выполнение строевых приёмов на месте и в движении. Опорный прыжок. Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы. Спортивные игры (волейбол) ИОТ. Основы законодательства Российской 0,5 Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений в волейболе. Совершенствование физических качеств: быстроты, скорости, ловкости, силы, выносливости и координации движений. Варианты техники приема и передач мяча. Игра Варианты подач мяча. Варианты нападающего удара через сетку. Игра по правилам волейбол. Правила судейства по волейболу Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка. Игра. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра-соревнование по правилам. Легкая атлетика Оздоровительные системы физического воспитания. Старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. Основы организации проведения соревнований. Правила судейства. Бег на развитие выносливости и скорости (спринт). Эстафетный бег Совершенствование техники прыжка в высоту способом "ножницы". Техника метания мяча с разбега. Метания различных снарядов. Метание мяча с места на дальность; в горизонтальную и вертикальную цель. Метание гранаты с места на дальность, с 4—5 бросковых 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 31 32 33 34 шагов. подготовка к сдаче норм ГТО. Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования. Полоса препятствий. Страховка. Спортивные игры (футбол) Совершенствование физических качеств: быстроты, силы, координации движений. Техника безопасности. Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Основы организации проведения соревнований. Правила судейства. Совершенствование физических качеств: скорости, ловкости, выносливости. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Совершенствование физических качеств: быстроты, силы, координации движений. Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Игра. Совершенствование физических качеств: скорости, ловкости, выносливости. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Судейство. Игра-соревнование по правилам. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34