Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» имени А.А.Лагуткина ПРИНЯТА Педагогический совет Протокол № 1 от 30.08.2024 УТВЕРЖДЕНА Директор БМАОУ «Лицей № 7» _____________ Молочкова А.В. Приказ № 169/2 от 02.09.2024 г. Молочкова Анна Владимировна 2024.08.30 15:44:06 +05'00' Рабочая программа курса внеурочной деятельности среднего общего образования «Школа примирения» Направление: социальное Адресат программы: обучающиеся 10-11 классов Срок реализации: 1 год г. Березовский, 2023 г. Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2. Содержание курса внеурочной организации и видов деятельности. 3. Тематическое планирование. деятельности с указанием форм 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Планируемая деятельность курса направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьная медиация» закладывает основу воспитания будущего поколения, опирающегося на гуманистические ценности, гармоничное развитие, позитивное общественное взаимодействие. Знакомит с основами медиации, способами урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование уважительного отношения родному языку и литературе, культуре родного края; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Метапредметные результаты: Регулятивные: учащиеся научатся: воспринимать, слушать, выполнять, оперировать объектами, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; следование этическим нормам и правилам ведения диалога и взаимодействия в социальном общении; будут иметь адекватную самооценку, позитивно относиться к себе и своей личности. Познавательные: учащиеся научатся: использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности и поступков людей и др.); цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности; повысят свой уровень социальной и конфликтной компетентности; Коммуникативные: учащиеся научатся: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. Тема1. Вводное занятие. 1ч. Знакомство участников курса. Изучение основных определений: конфликт, конструктивное общение, медиация. Тема2. Конфликт. 5ч. Игры, тренинги по освоению стилей, типов, видов конфликтов, способов их урегулирования и контроля эмоций. Тема 3. Конструктивное общение 3ч. Игры, тренинги по освоению приёмов конструктивного общения и способов саморегуляции. Тема 4. Медиация. 10ч. Игры, тренинги, ролевое обыгрывание ситуаций по освоению этапов восстановительной медиации, по формированию качеств личности медиатора. Тема 5. Нормативная документация ШСМ. 4 ч Изучение нормативной документации, регламентирующей деятельность ШСМ. Тема 6. Социальная акция. 4 ч. Распространение знаний о принципах восстановительной медиации среди сверстников в форме социального театра, торжественного вручения удостоверений “Медиатора-сверстника”, цикла мероприятий в процессе подготовки и проведения декады по медиации. Тема 7. Проведение процедур примирения. 5 ч. Практическое применение метода восстановительной медиации на стадии обучения и работы ШСМ. Промежуточная аттестация. Тестирование. 1ч. Тема 8. Медиаторы - сверстники. Обобщение. 1ч. Анализ работы ШСМ. Формы организации учебного процесса и виды деятельности: Занятия состоят из трёх этапов, и проходят в форме дискуссии, минилекции, тренинговые упражнения, игры – активаторы: ознакомление учащихся с программами, подходами, техниками медиации; создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр, социального театра; игры для сплочения коллектива. 3. Тематическое планирование Количество часов: 34 ч (1 час в неделю, 34 недели) № занят ия 1 2 3 4 Тема Вводное занятие. Инструктаж. Галерея эмоций. Десять фундаментальных эмоций. Объективная сторона эмоций. Субъективная сторона эмоций. Уровни проявления эмоций Практическая работа «Управление эмоциями» Задание «Смешные люди» Задание «Превращения». Задание «Грустяшки-улыбашки». Задание «Что мы чувствуем и почему?». Задание «Комплимент». Задание «Признание в любви». Задание «Плохо-хорошо» Конфликт. Конструктивное общение. Медиация. Притча «Бог и фермер».Конфликт. Конфликтная ситуация. Конфликты на теори я 1 0,5 0,5 Кол-во часов практик а 0,5 всег о 1 1 1 1 0,5 1 5 6 7 8 9 10 11 12-13 14-15 ценностных основаниях. Конфликты на личностно-психологических основаниях. Конфликты на ресурсно-средовых основаниях. Стили поведения в конфликте Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии К Томаса и Р. Килмен. Конкуренция. Избегание. Приспособление. Компромисс. Сотрудничество. Типы, виды конфликта Способы урегулирования конфликтов. Конструктивное общение Приёмы конструктивного общения Приёмы саморегуляции в общении. Из истории медиации. Принципы медиатора Этапы восстановительной медиации Отработка первого этапа – получение дел. История возникновения восстановительного подхода. Отличия восстановительного от карательного подхода. Типы программ. Принципы восстановительного правосудия . Отработка дела: получение дела, рассмотрение по критериям восстановительной программы, план развития событий, передача на совет профилактики. Этапы восстановительной медиации Отработка второго этапа – предварительная встреча с обидчиком и с потерпевшим. Знакомство «обидчика» с программой примирения. Согласие его на участие в процессе переговоров третьей (медиаторов) стороной. Конфиденциальность медиатора. Разрешение участия медиатора. Подробная информация от обидчика. Вступительное слово ведущего на встрече. Правила встречи. Знакомство «потерпевшего » с программой примирения. Согласие его на участие в процессе переговоров третьей (медиаторов) стороной. Конфиденциальность медиатора. Разрешение участия медиатора. Подробная информация от потерпевшего. 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Вступительное слово ведущего на встрече. Правила встречи. Алгоритм действия медиатора. Этапы восстановительной медиации Отработка третьего этапа – примирительной встречи конфликтующих сторон. Обыгрывание примирительной встречи на конкретной ситуации. Найти выход из ситуации. Ролевое обыгрывание ситуаций Практическая работа: «Работа с конфликтами между родителями и детьми» Ролевое обыгрывание ситуаций Практическая работа: «Работа с конфликтами: между педагогом и учеником» Ролевое обыгрывание ситуаций Практическая работа: «Работа с конфликтами: между двумя учениками одного класса» Ролевое обыгрывание ситуаций Практическая работа: «Работа с конфликтами: между учеником и группой учащихся того же класса» Обсуждение потребности обидчика на встрече Обсуждение потребности жертвы на встрече. Качества медиатора Невербальные аспекты поведения Принятие решений Нормативная документация ШСМ. Оформление символики ШСМ. Правила оформления документации медиатора. Промежуточная аттестация. Тестирование. Проведение процедур примирения. Практический зачет. Проведение процедур примирения. Практический зачет Вручение сертификатов. Посвящение в медиаторы Итого 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 34