РП_Индивидуальный_проект_10

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управления образования города Берёзовского городского округа
БМАОУ "Лицей №7"

Молочкова
Анна
Владимировна
2023.08.30
09:42:00 +05'00'

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим
советом БМАОУ

Директор БМАОУ
"Лицей №7"

«Лицей №7»

________Молочкова А.В.

Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

Приказ №160
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 243014)
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 классов

город Берёзовский 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Индивидуальному проекту в
10 классе составлена в соответствии с
Основной образовательной программой среднего общего образования БМАОУ "Лицей №7".

Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения учебного предмета

Индивидуальный проект представляет собой особую
форму
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

организации деятельности

Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном,
мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества, а также
необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Так как она
занимает особое место в совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение
человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Более того, познавательная
составляющая имманентно присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже
время результаты многочисленных исследований учёных, методистов, педагогов-практиков
свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися ключевыми образовательными
компетентностями и в том числе важнейшей из них – учебно-познавательной.

Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный проект»
представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках
одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов
деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при
решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления
целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной,
художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и,
одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека.
Индивидуальный проект выполняется учащимися в течение одного года в рамках учебного времени,
специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного
исследования или разработанного проекта.

Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение
научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы;

—
формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения практико-ориентированных результатов образования;
—
повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы,
а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в
соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам
деятельности. При этом программа предполагает практические задания
на
освоение
инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной
взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых
аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими
культурными нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для
понимания и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей, каждый из
которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей
выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического
материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть модулей специально
предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает
обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на
собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в
относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает
возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и
другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно
защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении курса:
в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные
«дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах
обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы
информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться
научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения проекта или
исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого необходимо заранее
продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а именно:
—

что будет предметом доклада или сообщения участников события;

—
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на понимание,
высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;

—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией,
первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка шаблонов
обсуждения или спонтанные оценки сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий) этот курс, или
привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное обсуждение,
процессом проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для старшеклассников,
занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная
среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения. Регулярное
сопровождение процесса работы над проектом или исследованием ведёт ответственный за это
педагог. В дополнение обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и
проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к
моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы — студенты вузов,
представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с тематикой и
проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо
предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт
должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой
— непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой
информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало
желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий,
способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы
ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и
использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то
что программа называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий
предусматривает групповую и коллективную работу. Основные идеи курса:
—

единство материального мира;

—

внутри- и межпредметная интеграция;

—

взаимосвязь науки и практики;

—

взаимосвязь человека и окружающей среды.

Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные
творческие работы, тесты, итоговые учебно- исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит
в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады
учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или
отчёта по исследовательской работе.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование
культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности учащихся
(учебное исследование или учебный проект), направленную на формирование личностных,
предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:

уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных
символов;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных проблем;

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учётом гражданских и нравственных ценностей;

Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный проект»
отражают:
сформированность
навыков
критического мышления;

коммуникативной,

учебно-исследовательской

деятельности,

способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретённых
знаний
и
способов
действий
при
решении
различных
задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы,
отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов
исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
сформированность понятий проект, проектирование
владение знанием этапов проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект»

Обучающиеся научатся
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя
из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя
место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения
поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих
средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности
человека.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя
свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути
минимизации этих рисков.

Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на ступени среднего
общего образования. Согласно годовому календарному графику школы образовательный процесс в
10 классе осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее количество часов по учебному
предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю - 1.

Формы и методы, периодичность и порядок текущей и промежуточной диагностики
планируемых результатов обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа, дискуссия, практическая работа,
работа с источниками, в частности с документами. Наибольшее внимание будет уделено
практическим заданиям по выработке запланированных навыков

И умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита
индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды
индивидуальной, парной и групповой работы.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с
докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила
пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной
направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы
исследовательский метод);

(проблемное

изложение

знаний,

эвристический

метод,

- методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями:
учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с Интернет
ресурсами, навыки решения учебной проблемы: проверка гипотезы, проведение эксперимента,
выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).
Формами промежуточной аттестации учащихся
являются участие в
дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной презентации
отдельным проблемам.

по

Итоговая аттестация проводится в виде конференции.

Содержание курса

Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования:
проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные,
смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и
содержания школьных предметов, изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других
профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение
примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до
полной его реализации.

Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектноконструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и
закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов:
социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта
«Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для
решения практических задач в разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные
элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель,
задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное
проекта/исследования.

самоопределение.

Обоснование

актуальности темы

для

Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных
предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование,
спонсор, инвестор, благотворитель.

Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнесплан, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги,
дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада
каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда,
роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный
цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Раздел 5.3*. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по
туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная
исследовательских работ (5 ч)

защита

и

экспертная

оценка

проектных и

Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к
взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка порта- тивного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его
экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение,
технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий:
анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка
респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий:
таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в
социальных сетях.

Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской
деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований
старшеклассников

Календарно-тематическое планирование

№
Тема

Основное содержание

Кол- Виды
Формы
Дата
во
деятельности контроля
часов

Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1.

Что такое проект и
почему
реализация
проекта — это сложно, но
интересно

Понятие
проекта. 1
Происхождение понятия.
Цели проектов. Проекты,
оказавшие
влияние
на
жизнь
большей
части
человечества.
Отечественные
и
зарубежные масштабные
проекты.
Непредсказуемые
последствия проектов

10
Лекция,
дискуссия

Входящий
контроль

Выдвижение проектной Конечный
результат 1
идеи как формирование проекта. Логика работы
образа будущего
проектировщика. Отличие
проектирования от занятий
искусством, математикой и
других профессиональных
занятий.
Реальное
и
воображаемое
в
проектировании

Лекция,
дискуссия

3.

Техническое
проектирование
конструирование
типы деятельности

Лекция,
дискуссия

4.

Социальное
проектирование:
как
сделать лучше общество,
в котором мы живём

2.

Понятие
«техносфера». 1
и Искусственная
среда.
как Конструирование
и
конструкции. Анализ и
синтез
вариантов
конструкции.
Функция
конструкции.
Личное
действие
в
проекте.
Отчуждаемый продукт
Отличие проекта от дела. 1
Социальное
проектирование.
Старт
социального
проекта.
Отношения, ценности и

Чек-лист
№1
Текущий
контроль

Лекция,
дискуссия

нормы
в
социальном
проекте. Проек тирование
ценности. Проектирование
способов
деятельности.
Мероприятия проекта
5.

Анализируем
сверстников.

проекты Социальный проект

1

Лекция,
дискуссия

как Цель
и
результат 1
и как исследования.
Исследования
фундаментальные
и
прикладные.
Монодисциплинарные
и
междисциплинарные
исследования. Гипотеза и
метод
исследования.
Способ
и
методика
исследования

Лекция,
дискуссия

«Дети одного Солнца»
Проблема. Цель проекта.
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта

6.

Исследование
элемент проекта
тип деятельности

7.

Проекты и технологии: Приоритетные
1
выбираем
сферы направления
развития:
деятельности
транспорт, связь, новые
материалы,
здоровое
питание,
агробиотехнологии,
«умные дома»
города»

и

Лекция,
дискуссия

«умные

8.

Создаём элементы образа Позитивный
образ 1
будущего: что мы хотим будущего для себя и для
изменить своим проектом других. Понятие качества
жизни

Лекция,
дискуссия

9.

Формируем отношение к
проблемам: препятствие
или
побуждение
к
действию?

Лекция,
дискуссия

Проблемы практические, 1
научные,
мировоззренческие.
Проблемы
глобальные,
национальные,
региональные, локальные.
Комплексные проблемы

10.

Первичное
самоопределение.
Обоснование
актуальности темы
проекта
или исследования

Варианты
1
самоопределения
при
выборе
темы:
для актуальность,
желание
осуществить
изменения,
стремление
обеспечить
развитие, получение новых
знаний и др.

Модуль 3. Замысел проекта
11.

Понятия «проблема» и
«позиция»
при
осуществлении
проектирования

12.

Формулирование
проекта

Лекция,
дискуссия

4

Проблемная
ситуация. 1
Позиции
конструктора,
учёного,
управленца,
финансиста

Лекция,
дискуссия

цели Цели и ценности проекта. 1
Личное
отношение
к
ситуации.
Соотнесение
прогноза
и
идеала.
Постановка
цели
и
принятие цели. Заказчик
проекта

Лекция,
дискуссия

Чек-лист
№2
Текущий
контроль

13.

Целеполагание
и
постановка
задач.
Прогнозирование
результатов проекта

Перевод проблемы и цели 2
в задачи. Соотношение
имеющихся
и
отсутствующих знаний и
ресурсов

Лекция,
дискуссия

14.

Поиск
недостающей Информационный ресурс. 1
информации,
её Объективность
обработка и анализ
информации. Экспертное
знание. Совпадающие и
различающиеся позиции.
Выявление
оснований
расхождения мнений

Лекция,
дискуссия

Модуль 4. Условия реализации проекта

3

15.

Планирование действий Понятие
планирования. 1
— шаг за шагом по пути к Основная
функция
реализации проекта
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные
точки
планируемых работ

Лекция,
дискуссия

16.

Источники
финансирования

Лекция,

Понятие
проекта.

бюджета 1
Собственные

Текущий

проекта

средства. Привлечённые
средства.
Источники
финансирования.
Венчурные
Кредитование

17.

Модели
проектами

дискуссия

контроль

Лекция,
дискуссия

Текущий
контроль

фонды.

управления Контрольная
точка. 1
Ленточная диаграмма (карта
Ганта). Дорожная карта

Модуль 5. Трудности реализации проекта

4

18.

Переход от замысла к Жизненный цикл проекта. 1
реализации проекта
Жизненный цикл продукта.
Переосмысление
замысла.
Несовпадение замысла и его
реализации

Лекция,
дискуссия

19.

Риски проекта

Лекция,
дискуссия

Возможные риски проекта. 1
Способы
предупреждения
рисков

20.

Практическое
занятие.
Анализ проектного замысла
«Завод
по
переработке
пластика»

Проблема. Цель проекта. 1
Задачи
проекта.
План
реализации
проекта.
Результаты проекта. Средства
реализации
проекта.
Вариативность
средств.
Прорывные технологии и
фундаментальные знания

Лекция,
дискуссия

21.

Практическое
занятие. Анализ ситуации. Критерии 1
Анализ проектного замысла сравнения
проектных
«Превратим
мусор
в замыслов
ресурс».
Сравнение
проектных замыслов

Лекция,
дискуссия

Модуль 6. Предварительная защита и экспертная
оценка проектных и исследовательских работ
22.

Позиция эксперта

Экспертная
позиция. 1
Экспертное
мнение
и
суждение. Разные подходы к
проблематике
проектов.
Запрос на ноу-хау и иные
вопросы эксперту

3
Лекция,
дискуссия

Текущий
контроль

23.

Оцениваем
сверстников

проекты Проект
«Разработка 1
портативного
металлоискателя»

Лекция,
дискуссия

Описание ситуации для
постановки проблемы и
задач
на
примере
проектноконструкторской работы.
Преимущество
проектируемого
инструмента.
Анализ
ограничений
существующих аналогов.
Цель проекта.
Дорожная карта проекта
24.

Оценка начального этапа Актуальность
темы 1
исследования
исследования.
Масштаб
постановки цели. Методики
исследования.
Ход
проведения
исследования.
Обзор научной литературы.
Достоверность выводов

Лекция,
дискуссия

Модуль
7.
Дополнительные
улучшения проекта

возможности

7

25.

Технология как мост от идеи Изобретения.
Технологии. 1
к продукту
Технологические
долины.
Наукограды. Использование
технологий для решения
проблем

Лекция,
дискуссия

26.

Видим
за
инфраструктуру

проектом Инфраструктура.
Базовый 1
производственный процесс.
Вспомогательные процессы и
структуры.
Свойства
инфраструктуры

Лекция,
дискуссия

27.

Опросы как эффективный Социологический опрос как 1
инструмент проектирования метод
исследования.
Использование опроса при
проектировании и реализации
проекта.
Интернет-опросы.
Понятие
генеральной
совокупности

Лекция,
дискуссия

28.

Возможности социальных Возможности
сетей
для 1
сетей.
Сетевые
формы поиска единомышленников и
проектов
продвижения проектов

Лекция,
дискуссия

29.

Использование
видео- Создание видеоролика как 1
ролика
в
продвижении средство
продвижения
проекта
проекта. Создание «эффекта
присутствия».
Сценарий.
Съёмка. Монтаж

Лекция,
дискуссия

30.

Оформление и предъявление
результатов проектной и
исследовательской
деятельности

Выстраивание
структуры 1
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления. Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления

Лекция,
дискуссия

Оформление и предъявление
результатов проектной и
исследовательской
деятельности

Выстраивание
структуры 1
текста для защиты. Основные
пункты
и
тезисы
выступления. Наглядность,
ёмкость,
информативность
выступления

Лекция,
дискуссия

31.

Чек-лист
№3
Текущий
контроль

Модуль
8.
Презентация
индивидуального проекта

и

защита

3

32.

Презентация и защита
индивидуального
проекта

1

конференция Итоговый
контроль

33.

Презентация
и
защита
индивидуального проекта

1

конференция Итоговый
контроль

34.

Итоги проекта

1

Лекция,
дискуссия

Всего

34

Список

литературы

1. Алексеев Н. Г. Проектирование
и
рефлексивное мышление
Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/
Л. Н.
Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и
др.;
под
ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития
образования / Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996.
Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный
процесс.
Начальная
школа /
авт.-сост.
Л.
В.Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.
4. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут:
РИО СурГПУ, 2014.
5. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—
11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича.
— М.: ВАКО, 2014.
6. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Перельман. — М.: Аванта+, 2013.
7. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос,
2014.
8. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в
Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А.
Столыпин. — М.: Молодая гвардия, 1991.
9. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.: НИИ
Инновационных стратегий развития общего образования: Пуш-кинский
институт, 2011.
10. Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном
учреждении», учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014.
11. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное пособие/
Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – Спб.:
КАРО, 2019. – 104с

Интернет-ресурсы
Официальный информационный сайт строительства Крымского мо-ста
(http://www.most.life/).
Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/
organizations/55619/info).
Волонтёрский
activities/).

педагогический

отряд

(http://www.ruy.ru/organization/

Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
Объект и предмет исследования — в чём
nauchniestati.ru/blog/ obekt-i-predmet-issledovaniya/).

разница?

(https://

Всероссийский конкурс научно-технологических
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).

проектов

(https://

Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotka-plastika).
Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroila-robota-kotoryy/).

Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/
psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
Проведение опросов (http://anketolog.ru).
Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazhavideo).
Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».