Рабочая_программа_воспитания_ООО (3)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ "ЛИЦЕЙ № 7" им.А.А.Лагуткина

РАССМОТРЕНА
педагогическим советом
БМАОУ "Лицей №7"
Протокол №1 от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор БМАОУ "Лицей№7"
_________ Молочкова А.В.
Приказ №160 от «30» августа 2023 г.

Молочкова
Анна
Владимировна
2023.08.30
14:22:43 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа воспитания ООП ООО БМАОУ «Лицей № 7»
(далее — Программа воспитания) разработана на основе федеральной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций. Данная
программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими
программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и
среднего профессионального образования.
Программа воспитания:
• предназначена
для планирования и организации системной
воспитательной деятельности в БМАОУ «Лицей № 7»;
• разработана с участием коллегиальных органов управления БМАОУ
«Лицей № 7», в том числе Совета обучающихся, Совета родителей, и
утверждена педагогическим советом лицея;
• реализуется в единстве урочной и
внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьей и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания;
• предусматривает
приобщение
обучающихся
к
российским
традиционным духовным ценностям, включая ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском обществе на основе российских базовых конституционных
норм и ценностей;
• предусматривает
историческое
просвещение,
формирование
российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
В соответствии с особенностями БМАОУ «Лицей № 7» внесены
изменения в содержательный и организационный разделы программы
воспитания. Изменения связаны с контингентом обучающихся и их родителей
(законных представителей), направленностью образовательной программы, в
том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных
предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся.
1. Целевой раздел.
1.1. Цели и задачи воспитания
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных)
норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской
Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание
воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры,
традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в БМАОУ «Лицей № 7» планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в
сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере

воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
Цель воспитания обучающихся в БМАОУ «Лицей № 7»:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в БМАОУ «Лицей № 7»:
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС ООО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ включают:
- осознание российской гражданской идентичности;
- сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.2. Подходы и принципы планирования и организации
воспитательной деятельности
Воспитательная деятельность в БМАОУ «Лицей № 7» планируется и
осуществляется на основе следующих подходов:
- аксиологического,
- антропологического,
- культурно-исторического,

- системно-деятельностного,
- личностно-ориентированного
и с учётом принципов воспитания:
- гуманистической направленности воспитания,
- совместной деятельности детей и взрослых,
- следования нравственному примеру,
- безопасной жизнедеятельности,
- инклюзивности,
- возрастосообразности.
1.3. Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность обучающихся
руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт
деятельности на их основе, в том числе в части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие
физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.

7) Экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.
1.4.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне ООО
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП
ООО установлены ФГОС ООО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования:
1.4.1. Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий
и
принимающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе
исторического
просвещения,
российского
национального
исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, лицея, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
1.4.2. Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших;
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным

нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
1.4.3. Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
1.4.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием; способный адаптироваться к меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
1.4.5. Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой
деятельности
на
протяжении
жизни
для
успешной
профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом

личных и общественных интересов, потребностей.
1.4.6. Экологическое воспитание:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных
наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
1.4.7. Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и
обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад БМАОУ «Лицей № 7»
БМАОУ «Лицей № 7» расположен по адресу 623704, Свердловская
область, г. Берёзовский, ул. Академика Королева, д. 1.
БМАОУ «Лицей № 7» начал свою деятельность в 1975 году (ранее был
зарегистрирован как Средняя общеобразовательная школа № 7).
Количество учащихся – 1170 человек.
БМАОУ «Лицей №7» является Муниципальным ресурсным центром
развития и поддержки одаренных детей.
БМАОУ «Лицей №7» является региональной инновационной площадкой
по теме «Ресурсный центр-механизм формирования образовательной среды
для развития одаренных детей».
В 8-9 классах реализуются программы углубленного изучения предметов:
математика, физика, информатика. В 10-11 классах – технологический и
социально-экономический профили обучения.
Для обучающихся 4 классов реализуется рабочая программа учебного
предмета ОРКС в следующих модулях: основы православной культуры,
основы светской этики, мировые религии, мусульманство.
Для обучающихся 5-9 классов в обязательной части учебного плана
реализуется рабочая программа учебного предмета ОДНКР.
Символика БМАОУ «Лицей № 7» представлена флагом и гербом.

Флаг БМАОУ «Лицей № 7». Полотнище с соотношением ширины к длине
2:3, составленное тремя вертикальными полосами зеленого, белого и зеленого
цветов. По центру полотнища на вертикальной полосе белого цвета помещено
изображение зеленой звезды, прорастающей на своем белом луче березовой
ветвью из школьного герба, выполненное зеленым и черным цветами.
Герб БМАОУ «Лицей № 7». В серебряном поле между узких зеленых
флангов звезда той же финифти, составленная из восьми расходящихся
ромбов, из которых верхний прорастает березовой ветвью с тремя листами и
двумя сережками, а прочие обременены черными ромбами, положенными
сообразно лучам звезды. Девиз «Жить – значит учиться» начертан серебром
по центру на зеленой ленте.
Эмблема образовательной организации повторяет герб.
1
кл
учащиеся, из числа детей- 1
сирот,
детей-оставшихся
без
попечения родителей
учащиеся из многодетных 27
семей
учащиесяя
из
семей, 2
имеющих среднедушевой доход
ниже
установленной
в
Свердловской области величины
прожиточного минимума на душу
населения
дети с ОВЗ
0
дети инвалиды
0
Беженцы
0
Мобилизация
1
СВО
0
итого
31

2
кл

3 4 5 6
кл кл кл кл

7
кл

8 9 10 11
кл кл кл кл

0

0

0

0

2

0

0

16

15 29 25

20

23

23 17 5

7

1

2

4

2

6

4

1

4

0

0

3
4
0
0
0
24

7
0
0
0
2
26

3
0
0
1
0
38

1
1
0
0
1
33

1
1
0
2
0
30

1
0
0
0
0
28

1
2
0
1
1
31

0
0
0
0
0
21

0
0
0
0
0
5

0
1
0
0
1
9

1

3

0

Социальные партнеры; ДК Современник, Центральная городская
библиотека, ЦДТ, Областная детская филармония, ООО «Березовский
рудник», «Навигатор поступления», субъекты системы профилактики.
В БМАОУ «Лицей № 7» функционируют отряд ЮИД, волонтерский клуб
«Добро», юнармейский отряд «Спарта», являющиеся дополнительными
ресурсами для реализации направлений воспитания. Действует ученическое
самоуправление (Совет старшеклассников).
Традиционные мероприятия лицея:
• еженедельная организационная линейка с поднятием Государственного
флага РФ.
• ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для
детей и педагогов знаменательными датами: «День Знаний», «День пожилого

человека», «День самоуправления», «День лицеиста», «День Матери»,
«Новый год», «День защитника Отечества», «Международный женский день»,
«Вот и стали мы на год взрослей», «Последний звонок», «Презентация
достижений выпускников», «Выпускной вечер».
• торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в лицее и развивающие
школьную идентичность детей: «Посвящение в первоклассники, «Посвящение
в пятиклассники», «Посвящение в старшеклассники».
• творческие фестивали, театрализованные выступления педагогов,
родителей и обучающихся. Они создают в лицее атмосферу творчества и
неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического
и родительского сообществ лицея: фестиваль «Алло, мы ищем таланты»,
«Битва хоров».
• церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за
активное участие в жизни лицея, защиту чести лицея в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие лицея. Лицейские
конкурсы «Лучший класс года», «Ученик года».
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в
которых МБОУ СОШ № 1 принимает участие:
1.
РДДМ «Движение первых».
2.
Школьный театр.
3.
Школьный музей.
4.
Школьный спортивный клуб.
Цель, принятая педагогического коллектива на уровне ООО:
воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан
России, которые
- знают и принимают историю своей семьи, школы, города, региона,
страны;
- знают и принимают правила и нормы поведения в природе и обществе;
знают и принимают культурное наследие города, региона, страны;
- уважительно относятся к символам школы, города, области, страны;
- умеют ориентироваться в профессиях.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности учитывают
специфику БМАОУ «Лицей № 7» интересы субъектов воспитания, тематику
модулей.
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала урочной деятельности
предусматривает:
• максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического

•

•
•

•

•

•

•

•

просвещения; подбор соответствующего тематического содержания,
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждений;
включение в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной
тематики, их реализацию в обучении;
включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью
и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в
команде, способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения
со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержку
исследовательской
деятельности
обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов.

Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях
обеспечения
индивидуальных
потребностей
обучающихся
осуществляется в рамках выбранных обучающимися курсов, занятий:
Направление
Описание содержания
Форма организации
внеурочной
курсов
курсов внеурочной
деятельности
деятельности
(по виду основной
деятельности)
Разговоры о важном Еженедельные
информационнопросветительские занятия

Час общения «Разговоры
о важном»

патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Познавательная
деятельность

Обеспечивают передачу
социально значимых
знаний.

Учебный курс «Основы
финансовой
грамотности»

Развивают детскую
любознательность.

Учебный курс «Основы
проектной деятельности»

Привлекают внимание
школьников
к экономическим,
политическим,
экологическим,
гуманитарным проблемам
общества.
Формируют
гуманистическое
мировоззрение и научную
картину мира
Художественное
творчество

Создают благоприятные
условия для
самореализации детей,
раскрытия их творческих
способностей.

Школьный хор

Способствуют общему
духовно-нравственному
развитию.
Формируют чувство вкуса
и умение ценить
прекрасное.
Формируют ценностное
отношение к культуре
Проблемноценностное
общение

Развивают
Учебный курс «Азбука
коммуникативные
медиации»
компетенции школьников.

Формируют культуру
общения.

Учебный курс
«Киноуроки в школе»

Развивают умение слушать Учебный курс «Я-лидер»
и слышать других, уважать
чужое мнение и отстаивать
свое собственное, терпимо
относиться
к разнообразию взглядов
людей
Туристскокраеведческая
деятельность

Формируют любовь
к своему краю, его
истории, культуре,
природе.
Развивают
самостоятельность
и ответственность
учеников.

Дополнительные
общеразвивающие
программы «Юный
экскурсовод» и
«Минералогия»

Формируют навыки
самообслуживания
Спортивнооздоровительная
деятельность

Способствуют
физическому развитию
детей.
Формируют ценностное
отношение к своему
здоровью.

Секция «Баскетбол»
Учебный курс «Уроки
здоровья и безопасности»

Побуждают к здоровому
образу жизни.
Способствуют
формированию силы воли,
ответственности,
установок на защиту
слабых
Трудовая
деятельность

Развивают творческие
способности школьников.
Формируют трудолюбие
и уважительное

Учебный курс «В мире
профессий»

отношение к физическому
труду
Игровая
деятельность

Раскрывают творческий,
Учебный курс
умственный и физический «Подвижные игры»
потенциал детей.
Развивают навыки
конструктивного общения.
Формируют умение
работать в команде

Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной в первую
очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся,
предусматривает:
•
•

•

•

•
•

•

планирование и проведение классных часов целевой воспитательной,
тематической направленности;
инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах,
мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся
с разными потребностями, способностями, давать возможности для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение
коллектива
класса
через
игры
и тренинги
на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в лицее;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а
также (при необходимости) со школьным психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию

•

•

•

•

•
•

•

поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих
им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и
наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, лицея;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел,
мероприятий в классе и школе;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований.

Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
• общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы;
• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в
России, мире;
• торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в лицее, обществе;
• церемонии награждения обучающихся и педагогов по итогам учебных
периодов и учебного года за участие в жизни лицея, достижения в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие лицея, своего
города;
• социальные
проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных

•

•

•

•

партнеров,
комплексы
дел
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой направленности;
проводимые для жителей города и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными
датами, значимыми событиями для жителей города;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в
себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой,
экологической,
трудовой,
спортивнооздоровительной направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных
ролях
(сценаристов,
постановщиков,
исполнителей,
корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу
гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их
отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими
взрослыми.

Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
• общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами лицея;
• внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в школе учебным предметам,
курсам, модулям;
• экскурсии, походы выходного дня в музеи, кинотеатры, драматический
театр, городской парк культуры и отдыха, организуемые в классах
классными руководителями, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся, с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
• литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно
с родителями (законными представителями) обучающихся, для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой
местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
• выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического
комфорта.

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по ее созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
• оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школы
государственной символикой РФ, субъекта РФ, муниципального
образования (флаг, герб), изображениями символики Российского
государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики региона;
• организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) Государственного
флага Российской Федерации;
• размещение
карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями
значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных
исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания,
портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей
культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников
Отечества;
• изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
• организацию и поддержание в лицее звукового пространства позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения),
исполнение гимна Российской Федерации;
• разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» в помещениях лицея или на
прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц,
мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников,
памятных досок в лицее;
• оформление и обновление «мест новостей», стендов в холле первого этажа,
рекреациях на этажах, содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического,
духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
• популяризацию символики школы – флага и эмблемы лицея, логотипа как
элемента костюма обучающихся;
• подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;

поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
школе, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории
при школе;
• разработку,
оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
• создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
• деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий,
пришкольной территории;
• разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
• разработку и обновление стендов и инсталляций в рекреациях лицея,
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе лицея, актуальных вопросах
профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная
для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
•

Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
• создание и деятельность в лицее, в классах представительных органов
родительского сообщества – родительских активов классов, участвующих в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей родительского сообщества в Управляющем совете школы;
• тематические
родительские собрания в классах, общешкольные
родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
• родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
• работу семейного клуба, предоставляющего родителям, педагогам и
обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением
актуальных вопросов воспитания, приглашением специалистов;
• проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей),
на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
• родительские форумы при интернет-сайте лицея, интернет-сообщества,
группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;

•

•
•

участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных
нормативными
документами
о
психологопедагогическом консилиуме в школе в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей.

Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
школе предусматривает:
• организацию и деятельность органов ученического самоуправления –
ученического совета школы, ученических советов классов, избранных
обучающимися;
• представление
органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления школой;
• защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
• участие
представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы;
• участие
представителей
органов
ученического
самоуправления
обучающихся в анализе воспитательной деятельности в лицее.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности
в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в
общеобразовательной организации предусматривает:
• организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
• проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям;
• проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимися групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
• разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
• вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в школе и в социокультурном окружении с педагогами, родителями,

•

•

•

•

социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против
курения; безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в
деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные,
религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного
движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте;
противопожарная
безопасность;
гражданская
оборона;
антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению,– познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с
агрессивным поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально не адаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).

Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:
• участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии
с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в
рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
• участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
• проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
• открытые
дискуссионные
площадки
(детские,
педагогические,
родительские, совместные) с представителями организаций-партнеров для
обсуждения актуальных проблем, касающихся жизни школы,
муниципального образования, региона, страны;
• социальные
проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнерами
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д.

направленности, ориентированные на воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
лицея предусматривает:
• проведение
циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего;
• профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
• экскурсии
на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
• посещение
профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей
в организациях профессионального, высшего образования;
• организацию на базе детского пришкольного лагеря профориентационных
смен с участием экспертов в области профориентации, где обучающиеся
могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить
соответствующие навыки;
• совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного
онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
• индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей,
способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
• освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной
деятельности или в рамках дополнительного образования.
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе лицея детские общественные объединения - это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения.
№ Название объединения Направления работы

1

Отряд
«Светофор»

2

Отряд ДЮП

ЮИД Пропагандистская
деятельность
предполагает разъяснительную работу для
детей младшего школьного и подросткового
возраста по вопросам безопасного поведения
на улицах и дорогах посредством проведения
бесед,
викторин,
игр,
экскурсий,
соревнований, конкурсов, тематических
утренников,
праздников,
постановки
спектаклей, создания агитбригад, а также
через использование наглядной агитации
безопасного
поведения
участников
дорожного
движения,
участие
на
профилактических мероприятиях, конкурсах
и др.
Информационная деятельность направлена
на
информирование
участников
образовательного
процесса
и
образовательного сообщества о проблемах
детского
дорожно-транспортного
травматизма
и
основах
безопасного
поведения на улицах и дорогах.
Шефская деятельность предусматривает
разъяснительную работу по пропаганде основ
безопасного поведения на улицах и дорогах
для
детей
младшего
школьного
и
подросткового возраста, с использованием
различных наглядных средств, а также
организация среди школьников конкурсов
рисунков по теме безопасности дорожного
движения, разучивание песен и стихов.
Патрульная
деятельность
предполагает
участие в патрулировании и рейдах вместе со
взрослыми
в
целях
предотвращения
нарушений со стороны детей и подростков
Правил
дорожного
движения;
информирование родителей о нарушении
школьниками Правил дорожного движения.
Изучение истории создания и развития
пожарной охраны, а также роли и места
общественных
противопожарных
формирований в обеспечении пожарной
безопасности. Сбор материалов по истории
пожарной охраны и о ветеранах пожарной
охраны. Обучение членов ДЮП основам
пожарной профилактики, порядку действий

3

Юнармейский
«Спарта»

отряд

4

Первичное отделение
Общероссийского
общественногосударственного
Движения
детей
и
молодежи «Движение
первых»

при пожаре и использования первичных
средств пожаротушения, а также правилам
техники безопасности в пожарной охране.
Ознакомление с пожарной техникой,
пожарно-техническим
вооружением,
системами
противопожарной
защиты
(наружным и внутренним противопожарным
водопроводом, системами автоматического
обнаружения
и
тушения
пожара).
Физическое развитие детей и привитие им
психологической устойчивости к действиям в
экстремальных условиях пожара. Проведение
соревнований по пожарно-прикладному
спорту.
Приобщение
детей
к
пропагандистской и агитационно-массовой
работе (проведение конкурсов, олимпиад,
викторин, кинолекториев, выставок детского
творчества)
противопожарной
направленности.
Посещение
пожарнотехнических
заведений,
Организация
шефской работы членов ДЮП среди
учащихся младших классов.
Военно-патриотическое:
организация
мероприятий
военно-патриотической
направленности, обеспечение участия в них
юнармейцев; начальная военная подготовка;
занятия военно-прикладными видами спорта,
в том числе подготовка команд к военноспортивной
игре
«Зарница»;
акция
«Бессмертный полк», акция «Георгиевская
ленточка»,
акция
«Пост
№
1»
благоустройство территорий памятников –
обелисков на территории города, встречи с
ветеранами
тыла,
воинамиинтернационалистами.
Художественноэстетическое
развитие:
смотр-конкурс
патриотической песни
Личностное развитие:
-организация
творческой
деятельности
учащихся;
- создание условий для всестороннего
гармоничного
личностного
развития
учащихся, способствующие реализации
потенциала активности каждого ученика.
Гражданская активность:

- формирование активной жизненной
позиции
школьников,
осознанного
ценностного отношения к истории своей
страны, города;
- стимулирование социальной деятельности
школьников, направленная на оказание
посильной
помощи
нуждающимся
категориям населения;
организация
акций
социальной
направленности;
- создание условий для развития детской
инициативы;
оказание
помощи
в
проведении
мероприятий экологической направленности;
Информационно-медийное
обеспечение
мотивации и объединения школьников в
современное детское движение, которое
способствует воспитанию будущих граждан
как коммуникативных, творческих, свободно
мыслящих
личностей,
обладающих
аналитическим
мышлением,
умением
аргументировано отстаивать свою позицию,
владеющих
современными
медиакомпетенциями и имеющих высокий
уровень медиакультуры.
Модуль «Школьный театр»
Школьное театральное сообщество «Школьный театр» основано на
применении театральной педагогики и хорошо развитой системе музыкальноэстетического воспитания обучающихся в Лицее. Имеющиеся ресурсы
творческих, профессиональных педагогов, активных и талантливых детей и
любящих родителей дают возможность создать в лицее интересную
насыщенную жизнь, состоящую из многочисленных концертов. театральных
постановок, праздничных мероприятий высокого уровня подготовки и
качества проведения.
Театральное движение может быть и уроком, и увлекательной игрой,
средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней
современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и
научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя
и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических
испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность — путь
ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего
народа.

Цель модуля: Создание условий для гармоничного развития личности
ребенка через формирование основных компетенций посредством
театральной деятельности.
Задачи:
- выявление талантливых, творчески активных учащихся и формирование
их в детское театральное сообщество;
- планирование и обеспечение высокого качества и уровня основных
мероприятий, где необходимо участие и включение театральных постановок,
инсценировок, концертных номеров, массовок;
- обучение учащихся навыкам актёрского мастерства, пению, танцам,
выразительному пению, костюмированию, созданию и использованию
реквизита;
- создание базы сценариев, фотографий и видеозаписей театральных
мероприятий;
- мотивация педагогов к профессиональному, личностному росту через
возможность демонстрации своего опыта.
- организация взаимодействия творческих коллективов близлежащих ОУ
и ДОУ.
Задачи школьного театрального сообщества совпадает с идеей
организации целостного образовательного пространства школы как
культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественноэстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и
глубину, красоту и парадоксальность.
Театральное движение позволяет развивать интеллектуальные,
коммуникативные и предметно-практические качества личности школьника,
творческое его воображение, развивать художественный вкус и эстетическое
чувство прекрасного, воспитывать уважительное отношение между членами
коллектива, воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям,
родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру, любовь к
культуре и истории своей страны, вместе с тем воспитывать
дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность,
смелость, волю.
Все что необходимо для участия в этом движении школьнику – это
желание. Участие будет по возможностям, способностям, силам и желанию.
Мероприятия на уровне школы:
Линейки «День знаний», «Последний звонок», «День защитника
Отечества», «День Победы»;
Концерт ко Дню учителя,
Школьный конкурс «Битва хоров»,
Концерт ко Дню народного единства,
Новогодние представления – интерактивная постановка и массовка,
Интерактивный Новогодний концерт,
Школьный Рождественский бал,
Масленица – массовое представление,
Концерты ко Дню матери и Международному женскому Дню 8 марта,

«Смотр-конкурс юнармейских отрядов»,
Выпускные вечера, вручение аттестатов,
Школьные конкурсы и творческие проекты.
Модуль «Школьный спортивный клуб»
Модуль включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и
нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и
психического здоровья учащихся всех возрастов.
Модуль включает комплекс мероприятий по формированию культуры
здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному
развитию ребенка, развитию интереса к физической культуре и спорту,
пропаганде здорового подвижного образа жизни и пропаганду физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Модуль призван сформировать:
-представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье;
- о правильном (здоровом) питании и его режиме, полезных продуктах;
- рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
- двигательной активности;
- причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других
психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных
компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
-представлений о собственном теле, возможностях и ограничениях его
физических функций, возможностях компенсации;
- умения следить за своим физическим состоянием;
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и
укреплять здоровье;
- формирование системы привычек по физической тренировке тела; развитие системы профилактических умений по охране здоровья; - воспитание
привычки к здоровому образу жизни.
Ключевые мероприятия: спортивные игры, легкоатлетические эстафеты,
веселые старты, классные часы по «ЗОЖ», сдача нормативов ФСК «ГТО».
Модуль «Школьные медиа»
В лицее организован Медиа центр. Цель школьных медиа – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся.
Основа деятельности медиа в лицее – творческая самоорганизация
ребенка через свободный выбор им форм деятельности редакционного
коллектива на принципах взаимного уважения, коллективного и личного
интереса. Содержанием деятельности педагога, курирующего школьные
медиа, является организация сотрудничества с детьми и детей друг с другом

внутри творческого объединения, выстраивание отношений доверия,
взаимопомощи, взаимодействия в реальном общественно-значимом деле.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности: лицейская газета , школьное радио,
освещение деятельности лицея в соцсетях.
Модуль «Наставничество»
В соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») внедрения
целевой программы наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, в
том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися в лицее реализуются программа наставничества по моделям
«Ученик-ученик» (индивидуальное сопровождение детей с особыми
потребностями: инвалиды, ОВЗ, ВПУ и «Класс-классу» (вожатская практика).
Благодаря такому наставничеству раскрывается потенциал обучающихся,
имеется возможность привлечь их к активной деятельности внутри школьного
коллектива, осуществляется комплексная поддержка обучающихся разных
ступеней обучения.
Модуль «Добровольческая деятельность (волонтерство)»
В БМАОУ «Лицей № 7» добровольчество реализуется через работу
волонтерского клуба «Добро» и классов, выбирающих волонтерство как
приоритетный вид деятельности.
Волонтерское движение – это участие школьников в общественнополезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального
окружения в целом; это гарантия того, что ребята вырастут добрыми,
открытыми, честными, готовыми в любую минуту на бескорыстную помощь
ближнему. Они обретут самоуважение, станут увереннее, научатся быть
толерантными и уважать других людей.
Взаимодействуя между собой в процессе деятельности, ребята
приобретут умение работать в команде, научатся включаться в проект,
разрешать конфликты, оказывать положительное влияние на окружающих,
легко занимать лидерскую позицию. Все эти навыки и нравственные качества
пригодятся учащимся в их взрослой жизни.
Участие в волонтерском движении добровольно и предполагает
возможность выбора одного из пяти направлений деятельности.
Основными
направлениями
деятельности
волонтерского
(добровольческого) отряда являются:
− досуговая деятельность (организация свободного времени детей,
подростков);

− благотворительная деятельность;
− трудовая помощь;
− оказание помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла и пожилым
людям);
− профилактика здорового и безопасного образа жизни;
Основными задачами добровольческого (волонтерского) движения
являются:
− обеспечить популяризацию идей добровольчества (Волонтерство) в
школьной среде;
−
создавать
оптимальные
условия
для
распространения
добровольческого (волонтерского) движения и участия обучающихся в
социально-значимых акциях и проектах;
− участвовать в подготовке и проведении массовых социальнокультурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий;
− наладить сотрудничество с социальными партнерами для совместной
социально-значимой деятельности;
− создавать и использовать межрегиональные связи с другими
общественными (волонтерскими) организациями для совместной социальнозначимой деятельности;
− воспитывать активную гражданскую позицию, формировать лидерские
и нравственно-этические качества, чувства патриотизма.
Модуль «Школьный музей»
Программа носит историко- краеведческую направленность. Ее идея
состоит в воспитании у обучающихся чувства сопричастности к родной
истории и государственности, в формировании у них исторического сознания
и гражданственности. Ее реализация позволяет через включение детей в
различные виды музейной работы познакомить и приобщить к
общероссийским культурно – историческим нормам, ценностям и традициям,
сформировать гражданско-патриотическую позицию, а также раскрыть и
реализовать индивидуальные способности детей
(организаторские,
интеллектуальные, оформительские, творческие и т.д.).
Цель программы:
Преемственность системы культурно – исторических ценностей и
гражданско- патриотической позиции через приобщение обучающихся к
историческому наследию родной страны, города, лицея.
Задачи:
− создание условий для приобщения обучающихся к культурно –
историческому наследию, российским общегосударственным ценностям и
традициям;

−
использование
культурно-исторических
ценностей
для
разностороннего развития обучающихся (гражданско-патриотического,
нравственного, социального, творческого и др.);
− ориентация на использование технологий, стимулирующих активность
обучающихся, раскрывающих их личностный потенциал;
− обучение обучающихся знаниям, умениям и навыкам организации и
ведения музейной работы;
− формирование и развитие у обучающихся положительной мотивации к
участию в деятельности гражданско-патриотического направления;
− формирование и развитие у обучающихся социальной, познавательной
и творческой активности, навыков социального общения, ценностных
ориентаций гражданско-патриотического направления.
В БМАОУ «Лицей № 7» функционирует краеведческий музей на базе
которого создана группа экскурсоводов, которая осуществляет следующие
виды деятельности:
Поисково-исследовательская деятельность. Работа в фондах музеев,
архивах и библиотеках. Систематический сбор документов, работа в архивах,
библиотеках, фондах музеев, памятников материальной и духовной культуры;
систематизация собранных экспонатов (оформление, постановка на учет);
уроки школьного музееведения в пополнение фондов школьного музея по
утвержденным темам;
Экспозиционная деятельность - построение музейной экспозиции;
создание тематических выставок; повышение научного и эстетического уровня
экспозиций.
Просветительская работа - вовлечение в работу музея значительного
числа школьников, их родителей, учителей. Уроки, посвященные памятным
датам города, уроки мужества, встречи с выпускниками школы,
ветеранами,участие в городских мероприятиях: краеведческих конференциях,
конкурсах, исторических квестах и т.д.
Экскурсионно –массовая деятельность – проведение экскурсий и других
форм массовой работы. Поддержка высокого методического уровня этих
мероприятий, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и
знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея. Разработка
и проведение тематических экскурсий. Создание виртуальных экскурсий и
видеороликов по истории.
3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
Реализацию рабочей программы воспитания в БМАОУ «Лицей № 7»
обеспечивают следующие педагогические работники
Должность
Количество Функционал
Осуществляет контроль развития системы
Директор
1
организации воспитания обучающихся.

Заместитель
директора

4

Советник
воспитанию

по 1

Классный
руководитель

Учительпредметник

Осуществляет
контроль
реализации
воспитательного
потенциала
урочной
и
внеурочной деятельности, организует работу с
неуспевающими
и
слабоуспевающими
учащимися и их родителями (законными
представителями), учителями-предметниками.
Организует методическое сопровождение и
контроль учителей-предметников по организации
индивидуальной работы с неуспевающими и
слабоуспевающими обучающимися, одаренными
учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы
риска».
Организует
воспитательную
работу
в
образовательной организации: анализ, принятие
управленческих решений по результатам анализа,
планирование, реализация плана, контроль
реализации плана.
Руководит социально-психологической службой,
является
куратором
Школьной
службой
медиации.
Контролирует
организацию
питания
в
образовательной организации.
Курирует
деятельность
Ученического
самоуправления, волонтёрского объединения,
Родительского и Управляющего
советов.
Курирует
деятельность
объединений
дополнительного
образования,
Школьного
спортивного клуба.
Курирует деятельность педагогов-организаторов,
педагогов-психологов, социальных педагогов,
педагогов
дополнительного
образования,
классных руководителей.
Обеспечивает
работу
«Навигатора
дополнительного образования» в части школьных
программ.
Организует
взаимодействие
с
детскими
общественными объединениями, в том числе
РДДМ
Организует
воспитательную
работу
с
обучающимися и родителями на уровне классного
коллектива.
Педагогические
работники,
осуществляющие
классное
руководство,
принимают участие в разработке рабочей
программы воспитания и календарного плана
воспитательной
работы
образовательной
организации, а после ее утверждения формируют
на ее основе календарный план воспитательной
работы класса.
Реализует воспитательный потенциал урока и
внеурочной деятельности

Педагог
дополнительного
образования
Педагогорганизатор

1

Вожатый

1

Социальный
педагог

1

Педагог-психолог 2

Учитель-логопед

1

Тьютор

1

Разрабатывает и обеспечивает реализацию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ и организует
реализацию плана воспитательной работы через
систему дополнительного образования детей.
Организует проведение школьных мероприятий,
обеспечивает
участие
обучающихся
в
муниципальных, региональных и федеральных
мероприятиях
Обеспечивает реализацию плана воспитательной
работы в рамках модуля «Самоуправление»,
является помощником Советника директора по
воспитательной работе.
Организует работу с обучающимися, родителями
(законными
представителями),
классными
руководителями, учителями-предметниками по
профилактике правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних, в том числе в рамках
межведомственного взаимодействия. Проводит в
рамках своей компетентности коррекционноразвивающую работу с учащимися «группы
риска»
и
их
родителями
(законными
представителями)
Организует психологическое сопровождение
воспитательного
процесса:
проводит
коррекционные
занятия
с
учащимися,
состоящими на различных видах учёта;
консультации
родителей
(законных
представителей) по корректировке детскородительских отношений, обучающихся по
вопросам личностного развития. Проводит
занятия с обучающимися, направленные на
профилактику
конфликтов,
буллинга,
профориентацию др
Проводит
индивидуальные
и
групповые
коррекционно-развивающие
занятия
с
обучающимися,
консультации
родителей
(законных представителей) в рамках своей
компетентности
Организует сопровождение детей-инвалидов и
детей с ОВЗ в урочной и внеурочной
деятельности
в
рамках
должностных
обязанностей.

3.2.Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в БМАОУ «Лицей № 7»
осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
№ Наименование документа
Рабочая программа воспитания НОО
Рабочая программа воспитания ООО

Рабочая программа воспитания СОО
Календарный план воспитательной работы на текущий год на каждый
уровень образования.
Календарные планы воспитательной работы классных руководителей
Положение о классном руководстве в БМАОУ «Лицей № 7»
Правила внутреннего распорядка обучающихся
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
Положение о тьюторском сопровождении обучающихся с ОВЗ
Положение о школьной Службе медиации
Положение об организации внеурочной деятельности учащихся в
классах реализующих ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
Положение о Совете обучающихся
Положение о Родительском комитете
Положение о поощрении обучающихся
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
Положение о Совете профилактики
Положение о школьной форме
Положение об организации дополнительного образования.
Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред
их здоровью и развитию.
Положение о школьном музее
Положение о школьном театре
Положение о школьном спортивном клубе
Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
На уровне воспитывающей среды во всех локальных составляющих
строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная
воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка
в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая
среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений
каждого обучающегося с ОВЗ.
На уровне общности формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между
обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами.
Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в
совместной деятельности.
На уровне деятельностей педагогическое проектирование совместной
деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в
детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных

навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий проектирование педагогами ритмов учебной работы,
отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной
ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его
участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный
опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Основными задачами воспитания обучающихся с особыми
образовательными потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
- формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
- создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
- личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Можно выделить следующие уровни психолого-педагогического
сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне
образовательного организации.
Основными формами психолого-педагогического сопровождения
являются:
- диагностика, направленная на выявление особенностей статуса
обучающегося (она может проводиться на этапе знакомства с ребенком, после
зачисления его в школу и в конце каждого учебного года);
- консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется
учителем и психологом с учетом результатов диагностики, а также
администрацией образовательного организации;
- профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение;
- коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного
времени.

К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения
можно отнести:
- сохранение и укрепление психологического здоровья;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
- формирование у обучающихся понимания ценности здоровья и
безопасного образа жизни;
- выявление и поддержку детей с особыми образовательными
потребностями и особыми возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников;
- поддержку детских объединений и ученического самоуправления;
- выявление и поддержку одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Содержание программы психолого-педагогического сопровождения
определяют следующие принципы:
1. Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.
2. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции
и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а
также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем
ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.
3. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.
4. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий
для получения образования детьми, имеющими умеренно ограниченные
возможности здоровья.
5. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья
выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и
интересы детей.
Направления работы
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные
направления.
Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного
учреждения;
- способствует формированию универсальных учебных действий у
обучающихся
(личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и
гибкость работы с детьми с умеренно ограниченными возможностями
здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных
психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции,
развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со
всеми участниками образовательного процесса, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из
социально уязвимых групп, одарённых, с отклоняющимся поведением, —
создаются особые условия.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявления
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции школьников БМАОУ «Лицей № 7» решает следующие
воспитательные задачи:
•
формирование у школьников активной жизненной позиции;
•
вовлечение школьников в совместную деятельность и активное
участие в ней.
В БМАОУ «Лицей № 7» система поощрения социальной успешности
и проявления активной жизненной позиции учеников организована
как система конкурсов, объявляемых в начале учебного года:
•
«Ученик года»;
•
«Лидер года»;
•
«Лучший спортсмен года»;
•
«Лучший класс года»;
•
«Класс-волонтер года»;
•
«Учитель года»;
•
«Самый классный классный»;
•
«Самый активный родитель».
Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия
в конкурсах зафиксированы в соответствующих локальных актах. Фиксация
достижений участников осуществляется в виде портфолио в течение учебного
года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение кандидатур

осуществляют педагогический
совет
и общешкольная
ученическая
конференция школы, которые принимают решение о победителях, призерах
и лауреатах конкурсов по итогам голосования. Награждение осущетвляется
на итоговом празднике «Вот и стали мы на год вхросслее».
Ведение
портфолио
участника
конкурса
регламентирует соответствующий локальный акт. Портфолио конкурсанта
должно включать:
•
артефакты признания – грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов и т. д.;
•
артефакты деятельности – рефераты, доклады, статьи, чертежи
или фото изделий и т. д.
Принципы поощрения, которыми руководствуется БМАОУ «Лицей №
7»
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы
о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии
значительного числа обучающихся.
2. Прозрачность правил поощрения – они регламентированы
положением о награждениях. Ознакомление обучающихся и их родителей
с локальным актом обязательно.
3. Регулирование
частоты
награждений –
награждения
по результатам конкурсов проводятся один раз в год по уровням
образования.
4. БМАОУ «Лицей № 7» использует сочетание индивидуального
и коллективного поощрения для стимулирования групп обучающихся
к преодолению межличностных противоречий между получившими
награду и не получившими ее.
5. Дифференцированность поощрений – поощрения и награды
разделены на уровни и типы наград, что поддерживает стимулирующее
действие системы поощрения.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся БМАОУ «Лицей № 7» :
•
объявление благодарности;
•
награждение грамотой;
•
вручение сертификатов и дипломов;
•
занесение фотографии активиста на доску почета;
•
награждение ценным подарком.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения,
о результатах награждения размещается на информационном стенде, на сайте
лицея и его странице в социальных сетях.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.

Основным
методом
анализа
воспитательного
процесса
в
общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ
воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
− взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
− приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких
как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
− развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
−распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это
результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ
проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогомпсихологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим
обсуждением результатов на методическом объединении классных
руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить
за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось
и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей

совместной деятельности обучающихся и взрослых. Комплексный анализ
воспитательной работы проводится заместителем директора на основании
анализов советника директора по воспитанию, педагога-психолога,
социального педагога, классных руководителей с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
− реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
− организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
− деятельности классных руководителей и их классов;
− проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
− внешкольных мероприятий;
− создания и поддержки предметно-пространственной среды;
− взаимодействия с родительским сообществом;
− деятельности ученического самоуправления;
− деятельности по профилактике и безопасности;
− реализации потенциала социального партнёрства;
− деятельности по профориентации обучающихся.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе совместно с советником
директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются
на заседаниях кафедры воспитательных технологий и педагогического совета
и утверждаются директором.
Дополнительно проводится мониторинг сформированности ценностных
ориентаций обучающихся, который осуществляется на основе методик,
разработанных Федеральным институтом оценки качества образования методики, разработанные ФИОКО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».