Молочкова Анна Владимировна 2023.08.30 12:52:44 +05'00' УТВЕРЖДАЮ Приказом 160/7 от 30.08.2023г. Директор БМАОУ «Лицей №7» А.В. Молочкова Положение о Библиотечно-информационном центре БМАОУ «Лицей№7» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о БИЦ разработано в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года и Федеральным Законом от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в редакции от 11 июня 2021 года), с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с изменениями на 28 декабря 2022 года, Устава БМАОУ «Лицей №7» им.А.А.Лагуткина и других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций. 1.2. Данное Положение о БИЦ лицея (далее - Положение) обозначает основные принципы, задачи и функции БИЦ в лицее, определяет организацию деятельности, управление, порядок пользования школьным БИЦ, а также регламентирует права и обязанности пользователей и работников библиотеки. 1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и функции БИЦ общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания образовательной, воспитательной деятельности. 1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет уровень требований к БИЦ как к структурному подразделению образовательной организации. 1.5. БИЦ является структурным подразделением образовательной организации, участвующим в образовательной, воспитательной деятельности в целях обеспечения права участников образовательных отношений на бесплатное пользование библиотечно- информационными ресурсами. 1.6. Деятельность БИЦ организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции БИЦ базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры, обеспечивается учебными, методическими и справочными документами. 1.7. БИЦ доступен и бесплатен для читателей, обучающихся, учителей и других работников образовательной организации. Удовлетворяет запросы родителей на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей. 1.8. Цели БИЦ - формирование общей культуры личности обучающихся на основе освоения Федеральных государственных образовательных стандартов, содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование установки на здоровый образ жизни. 1.9. БИЦ лицея руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями органа управления образованием и Уставом образовательной организации. 1.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой. 1.11. Образовательная организация несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 1.12. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и нормами. 2. Принципы деятельности БИЦ лицея 2.1. Деятельность БИЦ лицея основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 2.2. В БИЦ запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальныхи иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на 28 декабря 2022 года). 2.3. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ к таким материалам относятся: - материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности; - публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы; - официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; - материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международноправовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона; - любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. 2.4. В помещении БИЦ размещается Федеральный список экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. 3. Задачи БИЦ лицея №7 3.1. Обеспечение образовательной, воспитательной деятельности и самообразования учащихся и педагогов образовательной организации. 3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: - бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); - цифровом (DVD –диски, флэш-накопители); - посредством информационно-коммуникационной сети Интернет. 3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя – обучение пользованию книгой, обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 3.5. Совершенствование предоставляемых БИЦ услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 3.6. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда. 4. Основные функции БИЦ лицея №7 Для реализации основных задач БИЦ лицея№7: 4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная. 4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов образовательной организации: - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти; - пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данныхдругих учреждений и организаций; - осуществляет размещение, организацию и сохранность документов. 4.3. Создает информационную продукцию: - организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных образовательной организации; - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. 4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: - обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале; - предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; - создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; - способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; - организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления. 4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; - создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; - способствует проведению занятий по формированию информационной культуры. 4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся: - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; - консультирует по вопросам учебных изданий, обучающихся школы. 4.7. Осуществляет ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком. 4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.). 4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для обслуживания читателей. 4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда. 4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки. 4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей. 4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении. 4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда образовательной организации. 4.15. Проводит проверки справочно-библиографического аппарата фонда на наличие экстремистских материалов. 5. Организация деятельности БИЦ лицея №7 5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. 5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки. 5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом образовательной организации. 5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом-библиотекарем или директором школы в соответствии с правилами внутреннего распорядка БМАОУ «Лицей№7». 5.6. При определении режима работы БИЦ предусматривается выделение: - двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; - одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится. 6. Организация, управление и штаты 6.1. Общее руководство БИЦ и контроль за его деятельностью осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе БИЦ. Директор несет ответственность за все стороны деятельности БИЦ, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание комфортной информационной среды для читателей. 6.2. Руководство БИЦ осуществляет заведующий библиотекой (при наличии) или педагогбиблиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом общеобразовательной организации. 6.3. Заведующий БИЦ назначается директором образовательной организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы. 6.4. Заведующий БИЦ отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки является частью общего годового плана образовательной организации. 6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. 6.6. График работы БИЦ устанавливается в соответствии с расписанием работы образовательной организации. 6.7. Штат БИЦ и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовымидокументами с учетом объемов и сложности работ. 6.8. Трудовые отношения работников БИЦ и образовательной организации регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому законодательству Российской Федерации. 6.9. Заведующий библиотекой должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в образовательной организации. 7. Права, обязанности и ответственность работников БИЦ 7.1. Работники БИЦ имеют право: - самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной организации; - проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры; - определять источники комплектования информационных ресурсов; - изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; - определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; - взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные представители; - вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников БИЦ за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере); - участвовать в управлении образовательной организацией в порядке, определяемом Уставом; быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; - участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 7.2. Работники БИЦ обязаны: - обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; - информировать пользователей о видах, предоставляемых БИЦ услуг; - формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательной организации, ФГОС, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; - совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; - обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; - обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы; - вести документацию БИЦ и отчитываться в установленном порядке перед директором общеобразовательной организации. 7.3. Заведующий библиотекой (при наличии) или педагог-библиотекарь несет ответственность: - за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде, Правилами внутреннего трудового распорядка в лицее, трудовым договором; - за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением; - за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. 8. Права и обязанности пользователей БИЦ лицея №7 8.1. Пользователи БИЦ имеют право: - получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых БИЦ лицея услугах; - пользоваться справочно-библиографическим аппаратом БИЦ; - получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; - получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; - продлевать срок пользования документами и литературой; - участвовать в мероприятиях, проводимых БИЦ; - обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 8.2. Пользователи БИЦ лицея обязаны: - соблюдать правила пользования БИЦ; - бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; - пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении БИЦ лицея; - убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника БИЦ. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь; - расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение: обучающиеся 1- 2 классов); - возвращать книги в БИЦ в установленные сроки; - заменять документы БИЦ в случае их утраты или порчи им равноценными; - полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в образовательной организации. 9. Порядок пользования БИЦ лицея №7 9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в БИЦ производится в индивидуальном порядке, а родителей (законных представителей) обучающихся — по паспорту. 9.2. Перерегистрация пользователей БИЦ производится ежегодно. 9.3. Документом, подтверждающим право пользования БИЦ, является читательскийформуляр. 9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда БИЦ лицея и их возвращения в библиотеку. 9.5. Пользователи БИЦ лицея имеют право получить на дом из многотомных изданий не более пяти документов одновременно. 9.6. Максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия – учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература – 15 дней; - периодические издания, издания повышенного спроса – 10 дней; Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 9.7. Пользование энциклопедиями, словарями, справочниками и изданиями, которые имеются в единственном экземпляре, осуществляется в читальном зале. 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение о БИЦ лицея является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора образовательной организации. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Приложение к Положению о школьной библиотеке Правила пользования школьной библиотекой 1. Общие положения 1.1. Библиотека является частью общеобразовательного учреждения и обеспечивает учебновоспитательный процесс необходимыми документами. 1.2. Документ - носитель информации в традиционном, электронном или ином виде. 2. Права читателей 2.1. Право пользования библиотекой имеют обучающиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители (законные представители) обучающихся школы. Читатели имеют право: 2.2. Беспрепятственно посещать библиотеку согласно режиму ее работы. 2.3.Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах, порядке доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации. 2.4. Получать в пользование любой документ из фонда библиотеки. 2.5. Продлевать срок пользования документами 2.6. Бесплатно пользоваться услугами, предоставляемыми библиотекой 2.7. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой. 2.8. Избирать и быть избранным в совет библиотеки и принимать участие в его работе. 2.9. Совместно с библиотекой создавать, клубы, кружки по интересам, общества друзей библиотеки, чтения, книги. 2.10. Оказывать практическую помощь библиотеке. 2.11. Делать подарки библиотеке. 2.12. Обращаться в случае конфликтной ситуации с работниками библиотеки к директору школы. Читатели обязаны: 2.13. Соблюдать Правила пользования библиотекой. 2.14. Соблюдать инструкцию о мерах безопасности в библиотеке. 2.15. Снимать верхнюю одежду. 2.16. Выключать мобильные телефоны. 2.17. Не принимать пищу, напитки, грызть семечки. 2.18. Соблюдать тишину и культуру поведения. 2.19. Сообщить, при записи в библиотеку, необходимые сведения для заполнения формуляра читателя. 2.20. Бережно относиться к: 2.20.1. Печатным изданиям (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок, копирования рисунков и т.п.); 2.20.2. Электронным носителям; 2.20.3. Мебели. 2.21. Поддерживать порядок расстановки книг в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках. 2.22. Пользоваться ценными и единственными экземплярами книг, справочными изданиями только в читальном зале библиотеки. 2.23.При получении произведений печати и иных документов читатель должен убедиться в отсутствии в них дефектов, а при обнаружении — проинформировать работника библиотеки. 2.24. В случае, когда читатель получил книги, в которых имелись дефекты, а он не просмотрел эти книги на предмет наличия в них дефектов, а соответственно не доложил библиотекарю об их наличии, то ответственность за порчу книг будет нести этот читатель. 2.25. При нарушении сроков пользования книгами без уважительных причин к читателям, в установленном порядке, могут быть применены санкции (как правило, временное лишение права пользования библиотекой). 2.26. Не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в формуляре читателя. 2.27. Расписываться, за исключением учащихся 1-3 классов, в формуляре читателя за каждую полученную книгу. 2.28. Проходить ежегодно (в начале каждого учебного года) перерегистрацию с предъявлением всей числящейся за ними литературы в установленные библиотекой сроки. 2.29. Возвращать книги в библиотеку в установленные сроки. 2.30. Читатели, ответственные за утрату или порчу книг библиотеки, или их родители (законные представители обучающегося) обязаны заменить таким же учебником или соответствующим по стоимости на момент замены изданием, необходимым в школьной библиотеке. Потерянный или испорченный экземпляр художественной или методической литературы заменяется соответствующим по стоимости на момент замены изданием, необходимым в школьнойбиблиотеке. Экземпляр, предлагаемый для замены, должен быть целым, аккуратным, изданным в последние 5 лет. 2.31. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленной библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. 2.32. По истечении срока обучения или работы в школе читатели обязаны вернуть взятые в библиотеке книги. Личное дело обучающегося и обходной лист работника по истечении срока обучения или работы в школе без соответствующей пометки о возврате всех книг, взятых в библиотеке, не выдаются. 3. Порядок пользования библиотекой 3.1. Обучающиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Персонал школы записываются при наличии паспорта. 3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи. 3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство их выполнения своей подписью в формуляре читателя. 3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на14 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти. 3.5. Периодические издания выдаются на 7 дней. 3.6. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ нет спроса со стороны других читателей. 3.7. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в начале, конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения. 3.8. При получении книги читатели обязаны расписаться в формуляре читателя за каждую полученную книгу, взятую в пользование. 3.9. При возвращении книг работник библиотеки обязан расписаться в формуляре читателя против каждой возращенной в библиотеку книгу 3.10. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек. 3.11. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, а также электронные носители информации на дом не выдаются. Порядок пользования читальным залом 3.12. Количество книг, выдаваемое для работы в читальном зале, не ограничивается. 3.13. Запрещается выносить книги из читального зала в помещения школы. 3.14. Допускается, по договоренности с работником библиотеки, брать на дом книги, предназначенные для работы в читальном зале, при условии, что эти книги будут взяты перед закрытием библиотеки и возвращены на следующий день к моменту начала работы библиотеки. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: 3.15. Работа с компьютером участников образовательного процесса производится в присутствии сотрудника библиотеки. 3.16. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно. 3.17. Пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки. 3.18. По всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы. 3.19. Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям. 4. Права работников библиотеки. 4.1. Направлять читателю напоминания о возврате книг, используя данные, предоставленные им при записи в библиотеку (адрес, телефон и т.п.); 4.2. Определять размеры компенсаций за ущерб, причиненный пользователем библиотеке; 4.3. Лишать права читателя пользоваться библиотекой при нарушении Правил пользования библиотекой. 5. Обязанности сотрудников библиотеки по обслуживанию читателей 5.1. Создавать и поддерживать комфортные условия для работы пользователей в библиотеке. 5.2. Проводить в начале учебного года ежегодную перерегистрацию читателей. 5.3. Ознакомить читателя с Правилами пользования библиотекой. 5.4. Быть корректными и вежливыми с читателями, соблюдать тишину, чистоту и порядок в помещениях библиотеки. 5.5.Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте, обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их запросов и потребностей. 5.6. Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей. 5.7. Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фондах документов в соответствии с действующим законодательством, обеспечивать их сохранность и рациональное использование. 5.8. Расставлять книги в течение дня, ежедневно делать проверку на предмет правильности расстановки фонда. 5.9. Вести устную и наглядную массово-информационную работу: организовывать выставки литературы, библиографические обзоры, литературные вечера, праздники и другие мероприятия; 5.10. Знакомить читателей с основами информационной культуры. 5.11. Информировать читателей о всех видах предоставляемых библиотекой услуг. 5.12. Обеспечить читателям возможность пользоваться всеми информационными ресурсами библиотеки. 5.13. Изучать потребности читателей в печатных изданиях, давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде, систематически информировать читателей о вновь поступивших документах. 5.14. Формировать фонды в соответствии с образовательными программами учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей. 5.15. Оказывать помощь читателям в выборе необходимых документов. 5.16. Проводить занятия по основам библиотечно-библиографических и информационных знаний 5.17. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами. 5.18. Обеспечивать конфиденциальность данных о читателях библиотеки, их читательских запросах; 5.19. При выдаче и приеме документов тщательно просматривать их на предмет обнаружения каких-либо дефектов и сделать соответствующие отметки при их обнаружении на выдаваемом или получаемом от читателя документе; 5.20. Проводить мелкий ремонт и своевременный переплет книг, привлекая к этой работе библиотечный актив из учащихся; 5.21. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой. 5.22. Принимать меры по ликвидации читательской задолженности в случае несвоевременного возврата документов пользователем; 5.23. После истечения срока пользования документами направить извещение пользователю по почте или сообщать читателю по телефону о необходимости их возврата в библиотеку. 5.24. Следить за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.