Рабочая_программа_ВУД_НОО_Исследователи_Первые_шаги

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 7» имени А.А.Лагуткина
ПРИНЯТА
Педагогический совет
Протокол № 1 от 30.08.2024

УТВЕРЖДЕНА
Директор БМАОУ «Лицей № 7»
_____________ Молочкова А.В.
Приказ № 169/2 от 02.09.2024 г.

Молочкова Анна
Владимировна
2024.08.30
15:15:37 +05'00'
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
начального общего образования
«Исследователь. Первые шаги.»

Направление: общеинтеллектуальное
Адресат программы: обучающиеся 1 - 4 классов
Срок реализации: 4 года

г.Березовский, 2023 г.

Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2. Содержание

курса

внеурочной

организации и видов деятельности.
3. Тематическое планирование.

деятельности

с

указанием

форм

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате реализации программы у обучающихся будут
сформированы
личностные,
регулятивные,
познавательные
и
коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет
сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с
точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или
плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для
всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся
овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебноисследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять
учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками,
универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об
объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
обучающийся научится планировать и координировать совместную
деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и
координация деятельности с другими ее участниками; объективное
оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей
различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
1 год обучения
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1.Вводное занятие. Что такое исследование (5 ч.)
Теория (2ч)
Понятие “исследование”. Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что
такое научное исследование? Где и как используют люди результаты
научных исследований? Что такое научное открытие?
Практика (3ч)

Плавучесть предметов. Эксперименты с магнитом и металлами.
Эксперименты по смешиванию красок.
2.Методы исследования (5 ч.)
Теория (1ч)
Думай самостоятельно. Просмотр книг. Вопрос - ответ. Кино- и телефильмы.
Помощь компьютера. Свойства света. Рост и размножение комнатных
растений.
Практика (4ч)
Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения
доступных объектов ( вода, свет, комнатные растения, люди).
3. Практико-тренировочные занятия (4ч.)
Практика (4ч)
Игры «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени
другого персонажа», «Сколько значений у предмета», «Назовите как можно
больше признаков предмета», «Тема одна - сюжетов много». Экскурсии: «
Почему светит солнце?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?»
«Почему птицы, когда собираются в стаи, так сильно шумят?» Рисование
осенних листьев, деревьев, фруктов (форма, цвет, где растут, почему меняют
цвет, и опадают с деревьев)
4. Классификация предметов (4 ч.)
Теория (1ч)
Понятие “классификации”. Классификация предметов по разным
основаниям.
Практика (3ч)
Игры «Продолжи ряд», «Набор картинок», Геометрические фигуры для
классифицирования, «Четвертый лишний».
Найди предметы и явления,
которые можно поделить надвое».
5. Коллективное занятие «Жилой дом» (4 ч.)
Практика (4ч)
Экскурсия и наблюдения за тем, как строятся и функционируют жилые
многоэтажные дома. Создание учащимся «собственной квартиры»,
рисование несуществующей, идеальной квартиры. Сборку жилого дома.
Коллективное обсуждение выполненной работы.
6. Коллективная игра «Как работает завод» (2ч.)
Практика (2ч)
Игра направлена на исследование детьми принципа конвейерного
производства.
7. Наблюдение и наблюдательность (4 ч.)
Теория (1ч)
Преимущества и недостатки (показать наиболее распространенные
зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе
наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения
(микроскоп, лупа и др.).

Практика (3ч)
Парные картинки, содержащие различия; найди два одинаковых квадрата;
найди ошибки художника; найди силуэт изображённого предмета.
8. Экскурсия-наблюдение за воробьями.(1ч)
Практика (1ч)
9. Коллекционирование (4 ч.)
Теория (1ч)
Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно
коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практика (3ч)
Выбор темы для коллекции; сбор материала.
10. Экспресс-исследование (5 ч)
Теория (1ч)
Что такое экспресс-исследование.
Практика (4ч)
Мини-семинар, выставка.
2 год обучения
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей (17 ч)
1. Что такое эксперимент (4 часа)
Теория (1ч)
Самый главный способ получения информации. Что знаем об
экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов.
Планирование и проведение эксперимента.
Практика (3ч)
Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: «Как вода
исчезнет?» «Определяем плавучесть предметов». Эксперименты с
домашними животными (например: любят ли они петь, как относятся к
громким звукам)
2. Структура исследования (4 часа)
Теория (1ч)
Что такое тема исследования. Правила выбора темы исследования. Что такое
цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования.
Практика (3ч)
Анкета “Что мне интересно?” Составление модели “Почему репейник
колючий”.
3. Учимся выдвигать гипотезы (6 часа)
Теория (2ч)
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея
и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут
начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…,
возможно…, что, если
Практика (4ч)

Игры - задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы
волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на
Земле?” Организация и проведение игр « Найди загаданное слово», «Угадай,
о чём спросили?», « Найди причину события с помощью вопросов»,
«Вопросы домашних животных»
4. лан исследования (3 ч)

Практика (4ч)
Планируем собственное наблюдение “Почему надуваются мыльные
пузыри?” Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы?”
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика (15 ч)
5. Сбор материала для исследования (3 ч)
Практика (4ч)
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых
сведений. Обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки,
значки, символы и др.
5. Что такое обобщение (5 ч)
Теория (1ч)
Приемы обобщения. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практика (4ч)
Упражнения
“Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
6. Что такое понятие (7 ч)
Теория (2ч)
Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие.
Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание
посредством примера и др.).
Практика (5ч)
Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, Е.
Чарушин “Про Томку”. Загадки как определения понятий. Тренировочные
задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.),
“Опиши объект”, “Дай характеристику животного”, отгадывание загадок,
составление кроссвордов.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (2 ч)
7. Экспресс-исследование “Как зимуют травы” (3 ч)
Практика (3ч)

3 год обучения
1. Как подготовить сообщение о результатах исследования и
подготовиться к защите (6 ч)
Теория (1ч)
Что такое сообщение, доклад. Как правильно спланировать сообщение о
своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
Практика(5ч)
“Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму”
и др.
2. Подготовка к защите (5 ч)
Теория (1ч)
Что такое защита. Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Практика(4ч)
«Вопросы и ответы”, “Как доказывать идеи” и др.
3. Индивидуальные консультации (6ч)
Практика(6ч)
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих
в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной
защите.
4.Участие в конференциях (ч)
Практика(6ч)
Подготовка к выступлению перед аудиторией. Выступления в группах
малого состава.
5. Мини-конференция (6 ч)
Практика(6ч)
Дети и взрослые выступают с краткими докладами по итогам собственных
исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные
мнения об услышанном.
5. Научно-практическая конференция (1 ч)
Участие предполагает присутствие на гимназической конференции,
выступление лучших докладов, вопросы авторам сообщений, высказывание
собственных суждений.
6. Выставка исследовательских работ, презентация (2 ч)
Практика(2ч)
Выставка исследовательских работ, презентация о работе клуба, мнения
членов клуба, их пожелания.
7. Работа по методикам “Продолжи исследование”, “Мини-курсы” (5ч)
Теория (1ч)
Работа по методикам “Продолжи исследование”
Практика(3ч)
“Мини-курсы»
4 год обучения

Раздел 1. Этап планирования (12 ч)
1. Выбор темы. Определение цели и задач (4 часа)
Практика(4ч)
Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение
возникших идей, постановка проблемы. Определение цели и задач проекта,
создание дневника проекта, разбиение на группы (для группового проекта)
2. Источники информации. План работы (8 часов)
Практика(8ч)
Определение источников информации, составление плана
распределение обязанностей (для группового проекта).
Консультация по методам сбора информации и его обработке.

работы,

Раздел 2. Этап исследования (12 ч)
3. Информация (6 часов)
Практика(6ч)
Сбор информации (проведение наблюдений, опросов, экспериментов,
экскурсий, работа с печатными источниками, поиск в Интернет и пр.)
Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной
целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели
проекта.
4. Выводы (7 часов)
Практика(7ч)
Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего вывода,
обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного продукта.
Оформление конечного продукта.
Раздел 3. Этап презентации (9 ч)
Презентация (9 часов)
Практика(9 ч)
Подготовка презентации, совместное обсуждение формы проведения
презентации (для группового проекта). Презентация проекта, обмен
впечатлениями.

№

1
2

3. Тематическое планирование
1 год обучения
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
Вводное занятие. Что
5
2
3
такое исследование.
Методы исследования
5
1
4

Практико4
4
тренировочные занятия.
4 Классификация
4
1
3
предметов
5 Коллективное
занятие
2
1
1
«Жилой дом»
6 Коллективная игра «Как
2
2
работает завод»
7 Наблюдение и
4
1
3
наблюдательность
8 Экскурсия-наблюдение
1
1
за воробьями.
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
9 Коллекционирование
4
1
3
как исследовательская
практика
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
10 Экспресс-исследование.
2
2
Всего
33
7
26
2 год обучения
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1 Что такое эксперимент
4
1
3
2 Структура исследования
4
1
3
3 Учимся выдвигать
6
2
4
гипотезы
4 План исследования
3
3
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
5 Сбор материала для
3
3
исследования
6 Что такое обобщение
5
1
4
7 Что такое понятие
7
2
5
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
8 Экспресс-исследование
2
2
“Как зимуют травы”
Всего
34
7
27
3 год обучения
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей
1 Как подготовить
6
1
5
сообщение
2 Подготовка к защите
5
1
4
3

3

3
4
5
6

7
№

1

2

5
6
8

Индивидуальные
6
6
консультации
Раздел 2. Самостоятельная исследовательская практика
Участие в конференциях
4
4
Мини-конференция
6
6
Научно-практическая
1
1
конференция
Выставка работ,
2
2
презентации
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности
учащихся
5
1
4
Работа по методикам
Всего
34
2
32
4 год обучения
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1. Этап планирования
Выбор темы.
4
4
Определение цели и
задач.
Источники информации.
8
8
План работы.
Раздел 2. Этап исследования
Информация.
6
6
Выводы.
7
7
Раздел 3. Этап презентации
Презентация
9
8
Всего
34
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».