Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» имени А.А.Лагуткина ПРИНЯТА Педагогический совет Протокол № 1 от 30.08.2024 УТВЕРЖДЕНА Директор БМАОУ «Лицей № 7» _____________ Молочкова А.В. Приказ № 169/2 от 02.09.2024 г. Молочкова Анна Владимировна 2024.08.30 15:17:11 +05'00' Рабочая программа курса внеурочной деятельности начального общего образования «Уроки нравственности» Направление: духовно-нравственное Адресат программы: обучающиеся 1 - 4 классов Срок реализации: 4 года г.Березовский, 2023 г. 1 Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 3. Тематическое планирование. 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: ·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; ·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; ·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников. В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать: 1. Отличие понятий «этика» и «этикет». 2. Правила вежливости и красивых манер. 3. Заповеди и соответствующие притчи. Уметь: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать: 1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями. 2. Заповеди и правила этикета. 3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена). 4. Афоризмы. Уметь: 1. Исполнять заповеди. 2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. 3. Выполнять общение. 4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки. 5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании. В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать: 1. Ранее изученные заповеди и афоризмы. 2. Каким должен быть воспитанный человек. 3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону. 4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений. 5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. 6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям. Уметь: 1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер. 2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля. 3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета. 4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним. 5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. 6. Быть сострадательными к чужому горю. 7. Не обижать животных и птиц. 8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. 9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать: 1. Правила этики и культуры речи. 2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного. 3. Об источниках наших нравственных знаний. 4. О совести как основе нравственности. 5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха. 6. Стихотворения о родине (на выбор). 7. Афоризмы. 8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков. Уметь: 1. Различать хорошие и плохие поступки. 2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках. 3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. 4. Исполнять заповеди. 5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно: Личностные универсальные учебные действия: У выпускника будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Выпускник получит возможность для формирования: - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. Содержание программы 1 класс (33 часа) Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч) Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч) Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч) «Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч) Как вести себя на улице и дома. Раздел 6: Школьный этикет (3ч) 2 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч) Заповеди. Дал слово держи. Раздел 3: Дружеские отношения (11ч) «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Раздел 4: Понять другого (11ч) Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. 3 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (9 ч) Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики. 4 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Раздел 4: Искусство и нравственность (9 ч) Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. 3. Тематическое планирование 1 класс Задачи: 1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности. 2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым. Наименование разделов и тем. Раздел № 1 Правила поведения в школе Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Раздел № 2 О добром отношении к людям Что такое «добро и зло». Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Помни о других – ты не один на свете. Раздел № 3 Как стать трудолюбивым «Ученье-Свет, а неученье - тьма». «Как быть прилежным и старательным». «Как быть прилежным и старательным». Наш труд в классе. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Мой труд каждый день дома. Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. Культура внешнего вида. Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел №5 Правила поведения на улице и дома. Кол-во часов Теорети ческих Практи ческих 6 1 1 1 1 1 1 + + + + + + 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + + + + + + 7 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + + + 5 1 1 1 1 1 2 + + + + + 29. Как вести себя на улице и дома. 1 + 30. Как вести себя на улице и дома. Раздел №6 Школьный этикет. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Чему нас научили уроки нравственности? 1 + 31. 32. 33. 3 1 1 1 + + + 2 класс Задачи: 1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер. 2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее. 3. Научить правилам поведения на дне рождения. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Наименование разделов и тем. Раздел № 1 Культура общения Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Как дарить подарки. Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности Заповеди. Заповеди. Дал слово держи. Дал слово держи. Раздел № 3 Дружеские отношения «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Кол-во часов 9 Теорети ческих Практи ческих 1 1 + + 1 + 1 1 1 1 1 1 + + + + + + 4 1 1 1 1 + + + + 11 1 + 1 + 1 1 + + 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34 О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. В мире мудрых мыслей. Раздел №4 Понять другого Золотые правила. Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + + + 10 1 1 1 + + + 1 + 1 1 1 + + + + 1 1 1 + + 3 класс Задачи: 1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома. 2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним. 3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование разделов и тем. Раздел №1 Культура общения Этикет разговора. Обращение к разным людям. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Кол-во часов Теорети ческих Практи ческих 9 1 1 1 1 1 + + + + + 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Раздел № 2 Самовоспитание Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел № 4 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? «Как сердцу высказать себя?» В трудной ситуации, попытаемся разобраться. В трудной ситуации, попытаемся разобраться. «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему мы научились на уроках этики. 4 класс Задачи: 1 1 1 1 + + + + 7 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + + + 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + + + + + + 8 1 1 1 1 + 1 1 1 1 + + + + + + + 1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами. 2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания. 3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Наименование разделов и тем. Раздел №1 Культура общения Традиции общения в русской семье. «Домострой». Культура общения в современной семье. Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. В мире мудрых мыслей. Раздел №2 Самовоспитание «Познай самого себя». Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. «Чем ты сильнее, тем будь добрее». «Досадно мне, что слово честь забыто». Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». Кол-во часов Теорети ческих Практи ческих 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + + + + + 7 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + + + 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 + + + + + + + + + + 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Раздел №4. Искусство и нравственность Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. «Зло, как и добро, имеет своих героев». Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. 8 1 1 + + + + 1 1 1 1 1 1 + + + + . 15