Рабочая_программа_ВУД_НОО_Уроки_нравстевноости

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7» имени А.А.Лагуткина
ПРИНЯТА
Педагогический совет
Протокол № 1 от 30.08.2024

УТВЕРЖДЕНА
Директор БМАОУ «Лицей № 7»
_____________ Молочкова А.В.
Приказ № 169/2 от 02.09.2024 г.

Молочкова Анна
Владимировна
2024.08.30
15:17:11 +05'00'

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
начального общего образования
«Уроки нравственности»

Направление: духовно-нравственное
Адресат программы: обучающиеся 1 - 4 классов
Срок реализации: 4 года

г.Березовский, 2023 г.
1

Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности.
3. Тематическое планирование.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено
достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных
знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах
поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для
него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания
и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения
к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне
класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в
которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых
социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника
социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном
общественном действии человек действительно становится
гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом
воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о
ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно
ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в
нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения
ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации
воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию,
стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога
поддерживать
эту
тенденцию,
способствовать
используемыми
им
воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития
детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие
младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для
достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у
младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство

общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных
результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
— формирование основ российской идентичности, присвоение базовых
национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление
духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к
жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала
к концу 1 класса
обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая
это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в
чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради,
необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала
к концу 2 класса
обучающиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с
гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и
высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок
яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести
себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в
самовоспитании.
В результате прохождения программного материала
к концу 3 класса
обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в
подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных
героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении,
поступках.
В результате прохождения программного материала
к концу 4 класса
обучающиеся должны знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от
галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих
поступков.
Уметь:
1. Различать хорошие и плохие поступки.
2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в
привычках.
3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4. Исполнять заповеди.
5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и
сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
 Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на
их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
 Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
(фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
 Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра
в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе.
Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила
поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и
твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд
в классе. Мой труд каждый день дома.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое
время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3ч)
2 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения.
Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте
и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности.
О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (11ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О
тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже
если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие.
Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль
воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение
маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о
самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но
если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (9 ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам
сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают
в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему
научились на уроках этики.
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в
современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные
ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана
самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого
дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший
весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности.
Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы
предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой
друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость –
золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (9 ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и
чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках.
Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет
своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
Обзор курса этикета.
3. Тематическое планирование
1 класс
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего
товарища.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
Наименование разделов и тем.

Раздел № 1
Правила поведения в школе
Правила поведения на уроке и на перемене.
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в гардеробе.
Правила поведения в столовой.
Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в школьном дворе.
Раздел № 2
О добром отношении к людям
Что такое «добро и зло».
Что такое «добро и зло».
«Ежели вы вежливы».
«Ежели вы вежливы».
Добрые и не добрые дела.
Добрые и не добрые дела.
Ты и твои друзья.
Ты и твои друзья.
Помни о других – ты не один на свете.
Помни о других – ты не один на свете.
Раздел № 3
Как стать трудолюбивым
«Ученье-Свет, а неученье - тьма».
«Как быть прилежным и старательным».
«Как быть прилежным и старательным».
Наш труд в классе.
Наш труд в классе.
Мой труд каждый день дома.
Мой труд каждый день дома.
Раздел №4
Правила опрятности и аккуратности.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида.
Каждой вещи своё место.
Каждой вещи своё место.
Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел №5
Правила поведения на улице и дома.

Кол-во
часов

Теорети
ческих

Практи
ческих

6
1
1
1
1
1
1

+
+
+
+

+
+

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

+
+
+
+

+
+
+
+

+
+

7
1
1
1
1
1
1
1

+
+
+
+

+
+
+

5
1
1
1
1
1
2

+
+
+
+

+

29.

Как вести себя на улице и дома.

1

+

30.

Как вести себя на улице и дома.
Раздел №6
Школьный этикет.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
Как приветствовать людей и знакомиться с ними.
Чему нас научили уроки нравственности?

1

+

31.
32.
33.

3
1
1
1

+
+
+

2 класс
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Наименование разделов и тем.

Раздел № 1
Культура общения
Этикет (повторение).
Устное и письменное приглашение на день
рождения.
Устное и письменное приглашение на день
рождения.
Встреча и развлечение гостей.
Встреча и развлечение гостей.
Поведение в гостях.
Поведение в гостях.
Как дарить подарки.
Как дарить подарки.
Раздел № 2
Общечеловеческие нормы нравственности
Заповеди.
Заповеди.
Дал слово держи.
Дал слово держи.
Раздел № 3
Дружеские отношения
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью
сильна».
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью
сильна».
Преданный друг.
О доброте и бессердечие.

Кол-во
часов

9

Теорети
ческих

Практи
ческих

1
1

+
+

1

+

1
1
1
1
1
1

+
+

+
+

+
+

4
1
1
1
1

+
+
+
+

11
1

+

1

+

1
1

+
+

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34

О доброте и бессердечие.
Об уважительном отношении к старшим.
О зависти и скромности.
О зависти и скромности.
О доброте и жестокосердии.
В мире мудрых мыслей.
В мире мудрых мыслей.
Раздел №4
Понять другого
Золотые правила.
Золотые правила.
Учимся понимать настроение другого по внешним
признакам.
Учимся понимать настроение другого по внешним
признакам.
О тактичном и бестактном поведении.
О тактичном и бестактном поведении.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он
нам не нравится.
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он
нам не нравится.
В мире мудрых мыслей.
Обзор курса этики за год.

1
1
1
1
1
1
1

+

+

+
+
+

+
+

10
1
1
1

+
+

+

1

+

1
1
1

+
+

+
+

1
1
1

+
+

3 класс
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и
правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным
поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с
разными людьми, сострадание к чужому горю.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.

Наименование разделов и тем.

Раздел №1
Культура общения

Этикет разговора.
Обращение к разным людям.
Обращение к разным людям.
Вежливый отказ, несогласие.
Этикетные ситуации.

Кол-во
часов

Теорети
ческих

Практи
ческих

9
1
1
1
1
1

+
+
+
+

+

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Этикетные ситуации.
Афоризмы.
Разговор по телефону.
Играем роль воспитанного человека.
Раздел № 2
Самовоспитание
Что значит быть вежливым?
Мои достоинства и недостатки.
Мои достоинства и недостатки.
Большое значение маленьких радостей.
О хороших и дурных привычках.
О хороших и дурных привычках.
Афоризмы о самовоспитании.
Раздел № 3
Общечеловеческие нормы нравственности
Заповеди: как мы их исполняем.
О сострадании и жестокосердии.
О сострадании и жестокосердии.
Лгать нельзя, но если...?
Лгать нельзя, но если...?
Всегда ли богатство счастье?
Всегда ли богатство счастье?
Спешите делать добро.
Спешите делать добро.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Раздел № 4
Как сердцу высказать себя.
Другому как понять тебя?
«Как сердцу высказать себя?»
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
В трудной ситуации, попытаемся разобраться.
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые
поступки».
Диалоги о хороших манерах, добре и зле.
Афоризмы.
Чему мы научились на уроках этики.

4 класс
Задачи:

1
1
1
1

+
+
+
+

7
1
1
1
1
1
1
1

+

+
+
+
+
+
+

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

+
+
+
+
+

+
+
+
+
+

8
1
1
1
1

+

1
1
1
1

+
+
+
+
+

+

+

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с
нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений
между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Наименование разделов и тем.

Раздел №1
Культура общения
Традиции общения в русской семье. «Домострой».
Культура общения в современной семье.
Культура общения в современной семье.
О терпимости к ближним.
О терпимости к ближним.
Культура спора.
Этикетные ситуации.
В мире мудрых мыслей.
В мире мудрых мыслей.
Раздел №2
Самовоспитание
«Познай самого себя».
Самовоспитание.
Определение
цели
и
составление
плана
самовоспитания на неделю.
Как я работаю над собой.
О терпении.
Конец каждого дела обдумай перед началом.
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший
весь пересмотри».
Раздел №3
Общечеловеческие нормы нравственности
Об источниках наших нравственных знаний.
Совесть - основа нравственности.
«Чем ты сильнее, тем будь добрее».
«Досадно мне, что слово честь забыто».
Заветы предков.
Россияне о любви к Родине.
Твоя малая родина.
«Мой первый друг, мой друг бесценный».
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.
«Приветливость - золотой ключик, открывающий
сердца людей».

Кол-во
часов

Теорети
ческих

Практи
ческих

9
1
1
1
1
1
1
1
1
1

+
+
+

+
+
+
+
+
+

7
1
1
1
1
1
1
1

+
+
+
+

+
+
+

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

+
+
+
+

+

+
+
+
+
+

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Раздел №4.
Искусство и нравственность
Нравственное содержание древних мифов.
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих
былинных героев.
Положительные герои в былинах и сказках.
Отрицательные герои в литературных
произведениях.
«Зло, как и добро, имеет своих героев».
Искусство и нравственность.
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»
Обзор курса этикета.

8
1
1

+
+
+
+

1
1
1
1
1
1

+
+

+
+

.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».