Дополнительная_общеобразовательная_дополнительная_общеразвивающая

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7» им. А.А. Лагуткина
ПРИНЯТА
На Педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор БМАОУ «Лицей № 7»
________ А.В.Молочкова
Приказ № 169/2-ОД от 02.09.2024 г.

Молочкова
Анна
Владимировна
2024.08.30
15:38:18 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная программа–
дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогического направления
«Волонтёрский клуб «ДОБРО»»

Возраст учащихся: 11-14 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель программы:
Авдеева Марина Владимировна,
педагог дополнительного образования

г. Березовский, 2024 г.

Структура
1. Пояснительная записка.
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Учебный план.
3. Содержание программы.
4. Планируемые результаты.
5. Организационно-педагогические условия программы.
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
6. Оценочные материалы.
7. Методические материалы
Приложение.

1. Пояснительная записка.
Стремительные политические, социально-экономические изменения,
происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации
самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию
образования. В период стремительной глобализации и информатизации
жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток
каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить
здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и
собственном приобретённом опыте. Одной из задач гражданского и
патриотического воспитания является формирование у детей активной
жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в
общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Нормативно – правовые основания разработки программы
Программа составлена в соответствии с действующими нормативноправовыми актами Российской Федерации, Свердловской области и БМАОУ
«Лицей № 7»
Сведения о программе
Уровень
сложности
программы:
ознакомительный
(возможность
попробовать себя в разных видах деятельности, определиться с выбором,
знакомство с основными понятиями программы, развить любознательность,
попробовать себя в творческой реализации). Данный уровень включает
подготовку волонтеров для реализации социальных инициатив. Подростки
знакомятся с историей добровольчества, изучают технологию организации и
проведения коллективного творческого дела, учатся работать в командах и
реализовывать свои первые инициативы. В разнообразной деятельности
формируется субъектная социальная инициативность учащихся.
Педагогическая целесообразность программы:
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
предлагаемые занятия создадут благоприятные условия для социализации детей,
будут формировать коммуникативную культуру , способствовать воспитанию
таких душевных качеств, как дружелюбие, общительность, толерантность,
готовность помочь в различных жизненных ситуациях. Данная программа
включает специальные занятия, посвященные формированию мира ценностей
человека, которые, в свою очередь, содействуют эффективному развитию
социальных навыков или отдельных их элементов. Программа способствует
повышению социальной адаптированности, обучает способам успешной
социализации.
Новизна
В программе систематизированы средства и методы активной деятельности.
Волонтёры помимо добровольческой деятельности проявляют себя в качестве
организаторов и ведущих мероприятий для разных возрастных групп людей, тем
самым создать людям хорошее настроение, позитивный душевный настрой и
оптимистическое отношение к жизни.
Актуальность

История человечества не помнит такого общества, которому были бы
чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь,
оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным
людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам
человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или
карьерного роста. Добровольная помощь включает в себя действия,
предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а
также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются,
невзирая на границы.
Современное развитие волонтерского движения получило в связи с
растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной
экономической ситуации волонтеры незаменимы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что для
проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы
досуговой деятельности. Они представляют собой коллективные дела, которые
направлены на проявление творческих способностей, умение работать в
команде, активное участие каждого.
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Адресат программы - программа предназначена для детей 11-14 лет.
Этот возраст называют подростковым. Главная особенность подросткового
периода – развития заключается в том, что подросток находится в положении
(состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать
взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток
стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление
от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но
избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно,
тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества
отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение
к все более дифференцированным отношениям с другими. Несмотря на это, этот
возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее
интересным в процессе становления и развития личности.
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения. Общее
количество учебных часов – 157,5 ч.
Режим занятий. Количество часов и занятий в неделю - 3 раза в неделю по
1,5 академических часа.
Продолжительность занятия 60 мин.
Наполняемость группы – 10-15 человек.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса - обучение проходит
в форме групповых занятий, состав группы – постоянный.
Дополнительная образовательная программа реализуется в течение всего
календарного года, не включая каникулярное время.
Цель программы: Создание условий для развития волонтерского движения
в школе как одной из форм занятости, формирование позитивных установок
обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их

самостоятельной
познавательной
деятельности,
социальной
работы,
профилактика вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих
основных задач:
Образовательные:
- обучить психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам
лучше понимать себя;
- обучить методикам проведения некоторых досуговых форм;
- ознакомить с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
- обучить основам работы с различными видами информации;
- ознакомить с интерактивными методами обучения, современными
социальными технологиями;
- обучить методике социального проектирования;
- расширить навыки работы с информацией;
- подготовить волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий.
Развивающие:
- формировать первичные организаторские умения и навыки;
- развить коммуникативные качества, умение работать в команде;
- развить уверенность в себе;
- формировать организаторские умения и навыки;
- расширять опыт общения, развить навыки взаимодействия с людьми различных
социальных категорий;
- развить рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей
деятельности.
Воспитательные:
- воспитать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к
жизни;
- воспитать толерантные качества личности, милосердия, доброты,
отзывчивости;
- формировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и
укреплении здоровья;
- содействовать осознанию личной ответственности за происходящее в семье,
школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;
- воспитать потребность в добровольческой деятельности, формировать
отношение к социальному служению как к норме жизни;
- формировать общественную активность, реализацию в социуме.
.
Формы обучения и виды занятий
На базовом уровне обучения предполагает организации образовательного и
воспитательного процесса в виде активной деятельности, которые стимулируют
самостоятельную активность подростков их творческую свободу, сохраняя при
этом руководящую роль педагога.
Формы проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, игра, мастер
- класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум,
трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча, экскурсии,
«трудовой десант», практикум, лекция.

Основную долю программы составляет практическая работа, которая
проводится на каждом занятии.
2. Учебный план
№

Тема

1.

Волонтерская
деятельность в России

2

Основные направления
волонтерской
деятельности
Волонтерская работа с
различными группами
населения

3

4
5
6

7
Всего

Игровые технологии в
работе волонтера
Информационные
технологии в работе
волонтеров
Участие
в
благотворительных
акциях,
проектной
деятельности

часы
теория практика Общее
кол-во
часов
7,5
3
10.5

Формы
контроля
Наблюдения,
тестирование,
опрос
Наблюдения,
тестирование,
опрос
Наблюдение,
опрос,
мониторинг
участия
Наблюдение

9

18

27

4,5

12

16,5

18

24

42

9

16,5

25,5

Наблюдение,
опрос

9

21

30

6

6

100,5

157,5

Наблюдение,
опрос,
мониторинг
участия,
защита
презентаций
Анкетирование,
защита
презентаций

Итоговое занятие
57

3. Содержание программы.
Содержание программы призвано содействовать взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной,
этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать
разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права
учащихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие
способностей каждого ребенка, формирование и развитие его личности в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями.

1. Волонтерская деятельность в России
1.1. Добровольчество, волонтерство: понятие, история развития
История волонтерского движения в России. Перспективы участия в
волонтерском движении. Понятие и сущность явления добровольчества,
волонтерского движения: история становления, современные тенденции.
Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Виды, сферы и области
добровольческой деятельности. Природа, философия, базовые ценности.
Добровольчество и благотворительность. Примеры успешных людей, в жизни
которых свою роль сыграло участие в добровольческом движении. Волонтерство
как институт формирования и развития социальной активности молодежи.
Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы
волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная
значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс
добровольцев в России.
Вид занятия – теоретическое.
1.2. Влияние волонтерской деятельности на личностное развитие молодежи
Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой
деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный
рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация
творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и
самореализация волонтера.
Вид занятия: - теоретическое.
1.3. «Волонтер»
Просмотр и обсуждение фильма «Волонтер».
Вид занятия – практическое.
1.4. Роль волонтера в решении социальных проблем общества
Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности:
психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое,
социально-правовое,
профилактическое,
лидерское,
патриотическое,
информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная
социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого
реагирования. Волонтерские лагеря.
Вид занятия – теоретическое.
1.5. Технология формирования волонтерского объединения
Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления
волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного
объединения. Цели и задачи деятельности. Ресурсы и организация обеспечения
деятельности объединения. Порядок создания волонтерского добровольческого
отряда. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции.
Законы волонтера. Личная книжка волонтера.
Вид занятия – теоретическое.
Тренинг на выявление качеств и способностей каждого участника группы,
выработка принципов существования группы. Определение прав и обязанностей
добровольцев. Создание кодекса волонтеров. Разработка системы признания и
поощрения добровольческого труда.

Определение структуры волонтерского (добровольческого) формирования.
Организационная культура волонтерского (добровольческого) формирования
( создание девиза, эмблемы, традиций, и др.). Определение содержания
деятельности (направления, проектные линии, проекты). Создание сайта или
группы в социальных сетях.
Вид занятия – практическое.
2. Основные направления волонтерской деятельности
2.1. Событийное волонтерство
Роль волонтера при подготовке и во время проведения мероприятия, основы
организации социально-значимых мероприятий.
Вид занятия – теоретическое.
Составление плана проведения социально значимого мероприятия по теме на
выбор.
Вид занятия – практическое.
2.2. Волонтерство в условиях образовательной организации
Формы и содержание волонтерской деятельности в системе образования.
Вид занятия – теоретическое.
Составление конспекта мотивационного занятия по теме «Дети-детям».
Вид занятия – практическое.
2.3. Социальное волонтерство
Проектная деятельность волонтерского объединения, работа с социально
незащищенными слоями населения.
Вид занятия – теоретическое.
Составление социального проекта по работе с незащищенными слоями
населения.
Вид занятия – практическое.
2.4. Медицинское волонтерство / волонтерство в ЧС
Кто такой волонтер-медик; роль волонтеров в условиях ЧС, психологическая
помощь людям, попавшим в ЧС.
Вид занятия – теоретическое.
Подготовка презентации (видеоролика) по безопасности жизнедеятельности, о
медицинском волонтерстве.
Вид занятия – практическое.
2.5. Культурное волонтерство
Добровольческая деятельность в проектах культурной направленности.
Вид занятия – теоретическое.
Подготовка презентации, освещающей известные проекты культурной
направленности в районе.
Вид занятия – практическое.
2.6. Инклюзивное волонтерство
Инклюзивное волонтерство как механизмом массовой социальной реабилитации
и адаптации людей с особенностями развития.
Вид занятия – теоретическое.
Подготовка социального проекта по теме на выбор.
Вид занятия – практическое.

3. Волонтерская работа с различными группами населения
3.1. Особенности работы с младшими школьниками и людьми пожилого
возраста
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.
Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический,
биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к
пожилым в обществе.
Вид занятия – теоретическое.
3.2. «Бабуся»
Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся».
Вид занятия – практическое.
3.3. Особенности работы с различными группами клиентов социозащитного
учреждения
Волонтерская работа с различными группами населения (инвалиды, одинокие
пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, лица без
определенного места жительства, дети - сироты, многодетные семьи и т.п.).
Особенности организации и осуществления волонтерской деятельности с
различными группами клиентов социозащитного учреждения.
Вид занятия – теоретическое.
3.4. «Пацаны»
Просмотр и обсуждение фильма «Пацаны».
Вид занятия – практическое.
3.5. Тренинг коммуникативных навыков
Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения.
Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта.
Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».
Вид занятия – практическое.
3.6. Тренинг толерантности
Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид,
этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные
стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие
навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и
взаимодействия.
Вид занятия – практическое.
4. Игровые технологии в работе волонтера
4.1. Игры – адаптации. Игровая программа
Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и
сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Игры с эстрады.
Игры-кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков.
Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему.
Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие.
Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование
познавательной игры.
Вид занятия - теоретическое.

4.2. Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного
возраста
Вид занятия - практическое.
4.3. Коллективные творческие дела
Методика КТД И.П.Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Виды КТД.
Вид занятия - теоретическое.
4.4. Организация игровых переменок, детских праздников
Организация игровых переменок, детских праздников.
Вид занятия: практическое.
5. Информационные технологии в работе волонтеров
5.1. Информационный буклет
Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи,
назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и
дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Вид занятия: теоретическое.
Создание информационного буклета.
Вид занятия: практическое.
5.2. Листовка. Флаер
Понятие листовки, флаера. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая
схема листовки, флаера. Разница между флаером и листовкой .
Вид занятия: теоретическое.
Создание листовки, флаера.
Вид занятия: практическое.
5.3. Новостная статья
Структура новостной статьи. Пресс-релиз.
Вид занятия: теоретическое.
Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем
мероприятии.
Вид занятия: практическое.
5.4. Взаимодействие НКО с объектами внешней среды
Объекты внешней среды некоммерческих организаций (НКО): государственные
организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо.
Структура делового письма.
Вид занятия: теоретическое.
Написание делового письма.
Вид занятия: практическое.
5.5. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат
Понятие социальной рекламы, социального плаката. Как придумать хороший
слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.
Вид занятия: теоретическое.
Разработка социальной рекламы.
Вид занятия: практическое.
5.6. Социальный видеоролик
Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker.
Вид занятия: теоретическое.

Работа над созданием видеоролика.
Вид занятия: практическое.
6. Участие в благотворительных акциях, проектной деятельности
Разработка и проведение благотворительных акций, участие в проектной
деятельности по социальному направлению, представление проектов на НПК.
Итоговое занятие
Подведение итогов работы за первый год обучения. Презентация достижений.
Составление портфолио. Тестирование.
Вид занятия – аттестация.

4 Планируемые результаты освоения программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок и мотивов на
соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданской
жизненной позиции у учащихся. Также формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
В результате освоения программы учащиеся будут знать:
 историю волонтерского движения в России и в мире;
 права и обязанности волонтеров,
 основные направления деятельности волонтерских отрядов,
 основные формы работы волонтеров,
Учащиеся будут уметь:
 организовывать
и
проводить
различные
мероприятия
для
соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
 проводить антинаркотические и другие акции, направленные на
формирование здоровых привычек;
 аргументировано отстаивать свою позицию;
 адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и
правилами уважительного отношения;
 издавать агитационную печатную и видео продукцию;
 формировать собственное портфолио;
 принимать общечеловеческие ценности.
5. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Занятия осуществляются в актовом зале, имеющем следующее оснащение:
Экран большого размера;
Проектор для актового зала с потолочным креплением;
Цифровой микшер;
Сабвуфер;

Микрофоны;
Компьютер;
Сцена.
Поскольку программа рассчитана на широкий диапазон предполагается и
обширная материально-техническая база. Для эффективной деятельности по
реализации программы необходимы:
Инструменты и материалы:
1. музыкальные инструменты (фортепьяно,;
2. театральные костюмы и костюмы для конферанса.
Методическое обеспечение программы:
1. методическая литература;
2. дидактические и развивающие игры;
3. сборников стихов и авторских песен;
4. DYD, аудио диски и кассеты;
5. разработка внеклассных мероприятий, открытых занятий;
6. творческие тесты.
Информационное обеспечение:
1.http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для
начинающих волонтеров
2."Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
4.«Донорство» сайт: http://www.donors.ru
5. Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России
Дидактическое обеспечение:
-Методические рекомендации по организации и проведению тренингов.
-Методические
разработки тренингов:
Тренинг
лидерства,
тренинг
творчества, Тренинг взаимодействия с коллективом. Тренинг на
коммуникативное общение. Тренинг «Мы знаем как себя защитить.
- Планы проведения обучающих семинаров.
- Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в
различных формах волонтерской деятельности
- Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, тиражированные с
использованием собственных средств.
-Методические карточки тренинговых занятий
Кадровое обеспечение
Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляющему
реализацию программы
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии,
клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению
контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической

целесообразности, используя современные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает
соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в
разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и
программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие
способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию,
формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников
ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их
познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную
деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую,
включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь
обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные
события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся,
воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение
умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса,
используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные
таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и
талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся,
воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие
обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает
охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и
организацию дополнительного образования детей, научно-технической,
эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой
деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных
объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций;
методы развития мастерства, формирования основных составляющих
компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной,

правовой);
современные
педагогические
технологии:
продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного
подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления
контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их
родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным
компьютером
(текстовыми
редакторами,
электронными
таблицами),
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по
охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без
предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительная
профессиональная подготовка по направлению
«Добровольчество и
волонтерство» без предъявления требований к стажу работы.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в
соответствии с Федеральным законом об образовании (часть 5 статья 46)
привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным
общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным
программам высшего образования по специальностям и направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной
программы
высшего
образования
направленности
дополнительной
общеобразовательной программы определяется указанными организациями
(часть 4 статья 46 Федерального закона об образовании).
6. Оценочные материалы
Основным критерием оценивания является степень успешности реализации
социальных проектов в течение года.
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится
отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности
образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на
определение степени развития творческих способностей каждого ребенка,
сформированности его личностных качеств.
На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить
следующие виды контроля знаний:
 Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление,
сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает
мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания.
 Деловые игры – данный вид контроля позволяет повысить интерес
воспитанников и обеспечить дух соревнования.
 Конкурс (в качестве жюри могут выступать сами дети или их
родители).

 Участие в городских конкурсах, представляет собой форму контроля,
направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной,
творческой активности учащихся, развитие и реализацию индивидуальных
способностей каждого воспитанника.
Формой итогового контроля каждого этапа обучения является
мероприятия, концерты и фестивали в которых принимают участие члены
волонтерского клуба.
Оценочные материалы
В соответствии с целями и задачами модульной программой
предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований.
Диагностическая работа позволяет в целом анализировать результативность
образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы.
Для характеристики показателей успешности работы каждого обучающегося в
группе выводится общий уровень путем суммирования бальной оценки. На
основе диагностики проводится мониторинг.
Целью
мониторинга
является
обеспечение
эффективного
информационного
отражения
состояния
образования,
воспитания,
аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза её
обеспечения и развития. Критерии, по которым анализируется результат
деятельности можно отследить с помощью таблицы.
Мониторинг уровня обучения и личностного развития учащихся

Показатели
(оцениваемые
параметры)
I.Теоретическая
подготовка
воспитанника:

Критерии

Степень
выраженности кол-во
Методы
оцениваемого качества
баллов диагностики

Минимальный уровень (ребенок
овладел менее чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
программой);
Теоретические знания Соответствия
Средний
уровень
(объем
(по основным разделам теоретических
усвоенных знаний составляет
учебно-тематического
знаний ребенка более ½);
плана программы)
программным
Максимальный уровень (ребенок
требованиям
усвоил практичес-ки весь объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный
период);
Минимальный уровень (ребенок,
1.2
Владение Осмысленность
как правило избегает употреблять
специальной
и правильность специальные термины);
терминологией
использования
Средний
уровень
(ребенок
специальной
сочетает
специальную
терминологии
терминологию с бытовой);
Максимальный
уровень
(специальные
термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием).

1

2
3

1

2
3

Наблюдение
тестирование
контрольный
опрос

I
I.
Практическая
подготовка ребенка:
2.1. Практические умения
и
навыки,
предусмотренные
программой
(по
основным
разделам
учебно-тематического
плана программы)

Минимальный
уровень 1
(ребенок овладел менее чем ½
предусмотренных
умений
и
навыков);
Соответствие
Средний
уровень
(объем 2
практических
усвоенных умений и навыков
умений и навыков составляет более1/2);
программным
Максимальный уровень (ребенок
требованиям
овладел
практически
всеми 3
умениями
и
навыками,
предусмотренными программой за
конкретный период.)

2.2.
Владение
Минимальный уровень умений
специальным
Отсутствие
(ребенок испытывает серьезные 1
оборудованием
и затруднений
в затруднения
при
работе
с
оснащением
использовании
оборудованием);
специального
Средний уровень (работает с
оборудования и оборудованием
с
помощью 2
оснащения
педагога);
Максимальный уровень (работает
с оборудованием самостоятельно, 3
не
испытывает
особых
трудностей);
2.3. Творческие навыки

III.
Обще
умения
и
ребенка:

Контрольное
задание

Контрольное
задание

Контрольное
задание

Начальный
(элементарный)
уровень развития креативности 1
Креативность в (ребенок в состоянии выполнить
выполнении
лишь простейшие практические
практических
задания педагога);
2
заданий
Репродуктивный
уровень
(выполняет в основном задания на
основе образца);
3
Творческий уровень (выполняет
практические
задания
с
элементами творчества)

учебные
навыки

Минимальный уровень умений 1
(обучающийся
испытывает
серьезные затруднения при работе
Самостоятельнос с литературой, нуждается в
3.1.
Учебно- ть в подборе ипостоянной помощи и контроле
интеллектуальные
анализе
педагога);
умения:
литературы
Средний уровень (работает с
литературой с помощью педагога 2
и родителей);
Максимальный уровень (работает
с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)
3

Анализ

Мониторинг воспитанности учащихся по программе «Волонтерский клуб «Добро»»

Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Профессиональная
воспитанность

Критерии

1.1. Этика
и Завершение
эстетика выполнения работы,

Степень
выраженности кол-во
оцениваемого качества
баллов
Минимальный уровень (в 1
редких
случаях
доводит
выполнение работы до конца);
Средний уровень (полностью 2
завершает каждую работу, не

Методы
диагностики

Наблюдение

работы
представления
результатов.

и использование
ее необходимых
дополнений

использует
необходимые
дополнения);
Максимальный
уровень 3
(полностью
завершает
каждую работу, использует
необходимые дополнения)

1.2. Культура
Аккуратность
Минимальный
уровень 1
организации
своей выполнений
(ребенок проявляет низкий
деятельности
практической
уровень
работоспособности
работы,
работы небрежные);
терпение
и Средний уровень (ребенок 2
работоспособстарается быть аккуратным
ность
при
выполнении
работ,
проявляет
терпение
и
работоспособность);
Максимальный
уровень 3
(ребенок
аккуратен
в
выполнении
практической
работы,
терпелив
и
работоспособен).
1.3. Уважительное
Объективность
отношение
к при
профессиональной
высказывании
деятельности других.
критических
замечаний
в
адрес
чужой
работы

1.4. Адекватность
восприятия
профессиональной
оценки
своей
деятельности и ее
результатов

2.

Практическая
подготовка
ребенка:

2.1. Коллективная
ответственность

Стремление
исправить
указанные
ошибки, умение
прислушиваться
к
советам
педагога

Аккуратность
выполнения
части
коллективной

Минимальный
уровень 1
(ребенок не объективен при
оценивании
работы
сверстников);
Средний уровень (ребенок 2
старается быть объективным
при
оценивании
работы
сверстников,
подчеркивает
положительные моменты);
Максимальный уровень (при 3
высказывании
критических
замечаний в адрес работы
сверстников
проявляет
объективность, подчеркивает
положительные моменты)
Минимальный уровень (не 1
прислушивается к советам
педагога, в редких случаях
исправляет ошибки);
Средний уровень (стремится 2
исправить указанные ошибки
прислушивается к советам
педагога);
Высокий уровень (всегда
исправляет
ошибки, 3
прислушивается к советам
педагога).

Минимальный уровень (не 1
аккуратен при выполнении
работы);
Средний уровень (ребенок 2
старается быть аккуратным
при выполнении работы);
Максимальный
уровень 3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

работы
2.2. Умение
взаимодействовать Участие
в
с другими членами выполнении
коллектива
коллективных
работ, умение
входить
в
контакт
с
другими
детьми,
конфликтность

(ребенок всегда аккуратен
при
выполнении
коллективной работы)

Минимальный уровень (не 1
принимает участие в коллективных
работах,
с
трудом находит контакт с
другими
детьми,
конфликтен);
Средний
уровень 2
(принимает
участие
в
коллективных
работах,
находит контакт с другими
детьми, не конфликтен)
Максимальный
уровень 3
2.3. Стремление к
(принимает
активное
самореализации
участие в коллективных
социально
Стремление к работах, всегда находит
адекватными
саморазвитию, контакт с другими детьми,
способами
получению
не конфликтен)
новых знаний,
1
умений
и Минимальный уровень (не
навыков,
стремится к получению
желание
новых знаний, умений, 2
показывать
навыков);
другим
Средний
уровень
результаты
(стремится к саморазвитию,
своей работы
получению новых знаний,
умений и навыков, не
желает показывать свои
2.4. Соблюдение
работы)
3
нравственноВысокий
уровень
этических норм
(стремится к саморазвитию,
получению новых знаний,
умений
и
навыков,
Выполняет
проявляет
желание
правила
показывать
другим
поведения
на результаты своей работы)
1
занятиях
Минимальный
уровень
(нарушает
правила 2
поведения на занятиях);
Средний уровень (старается
соблюдать
правила 3
поведения на занятиях).
Максимальный
уровень
(соблюдает
правила
поведения на занятиях.

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

1
Сводная данных по
группе

Работа
с
информационноиздательским центром

Проектная деятельность

и
фестивалях

волонтерского
образовательных

Пропаганда
движения в
учреждениях
Участие
в
конкурсах

Сотрудничество с социальными
центрами и службами

образа
Пропаганда здорового
жизни среди учащихся

Пластическая выразительность

Работа с текстом.
Освоение техники речи

Фамилия
Имя

Сольный и парный конферанс на
концертах города

Диагностика результатов обучения и личностного развития учащихся

Раздел
программы

Итого

Средний
балл

Мониторинг уровня развития ключевых компетенций обучающегося
По определению О.Е. Лебедева, компетентностный подход – это
совокупность общих принципов определения целей образования, отбора
содержания образования, организации образовательного процесса и оценки
образовательных результатов. В качестве критериев диагностики в программе
применена классификация образовательных компетенций по А.В. Хуторскому.
Учебные компетенции. Это совокупность компетенций ребенка в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы
логической, методологической, общеучебной деятельности, представляют
совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, актерского мастерства и сценического
конферанса. Формируются знания и умения организации, анализа, рефлексии и
самооценки собственной учебно-познавательной деятельности.
В процессе развития учебно-познавательных компетенций обучающие
смогут овладеть:
– навыками сценического конферанса;
– навыками актёрского мастерства;
– навыками самостоятельной работе с литературой.
Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к
которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и
опытом деятельности, это – нормы общечеловеческой культуры, духовнонравственных основ жизни человека.
Развивая общекультурные компетенции у учащихся формируется:
– интерес к самообразованию и самосовершенствованию;
– умение анализировать работу над произведениями разного жанра;
– артистические, эмоциональные качества у учащихся;
– интереса к пониманию сценического художественного действа.
Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых
языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и

событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными
ролями в коллективе.
Формирование коммуникативных компетенций учащихся направлено на
развитие:
– гражданской позиции и патриотизма;
– морально-волевых качеств личности;
– опыта творческой деятельности в процессе реализации сценической
постановки;
– межличностных отношений в процессе коллективной работы.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на
освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития,
эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере
данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами
деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его
непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку
личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры
мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной
гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя
экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с
основами безопасной жизнедеятельности личности.
Таким образом, компетентностный подход характеризует деятельностный
компонент образования, и позволяет связать теоретические знания с их
использованием в практической деятельности. Ключевые образовательные
компетенции конкретизируются посредством задач для каждого этапа
обучения.
7. Методические материалы
1. Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как
создать общественное объединение. – М., Дрофа, 1995г.
2. Барадачев И. Волонтерское движение [Электронный ресурс] //
http://www.rusal.ru/volonters.aspx
3. Б.Н. Бирюсов музыкальные игры для детей. – М. Просвещение, 2000
Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост.
4. С.В. Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной. – М., «ВЕНТАНА-ГРАФ»,
2000 – 160с.
5. Всемирная декларация добровольчества [Электронный ресурс]: ‒ URL:
http://volonte.ru/2008/12/19/ (дата обращения 16.01.2013).
6. Кузьменко И.В., Баркунова О.В. Добровольческая деятельность молодежи как
технология сетевого взаимодействия // Вестник Томского гос. пед. университета
TSPU Bulletin, 2012. – № 8. – С. 88-91.
7. Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России
на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и
выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы
преемственности деятельности и исследований. – М., ДРОФА, 2002

8. Э.И. Медведь Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. – М.ДРОФА, 2002.
9. Молодежные добровольческие инициативы [Электронный ресурс] //
http://www.kpmp.ru/programmy_molodezhnoj_politiki/molodezhnye_ob_edineniya/
molodezhnye_dobrovolcheskie_iniciativy
10. Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: Научно-методическое
пособие. – М.: ООО «Изд-во «Просвещение», 2010. – С. 20.
Общероссийские
ежегодные
добровольческие
социальные
действия
[Электронный ресурс] // http://www.fondsozidanie.ru/news/? action=show&id=86
Журналы:
1. Классный руководитель – 2002г № 8,9; 2004г № 2,5,8; 2005г № 3,5,6;
2. Музыкальное творчество за 2005 и 2006г.
3. Музыкальный калейдоскоп за 2005 и 2006г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Календарь полезных дел волонтерского клуба «ДОБРО»
№№

Мероприятия

Сроки

1.

Организационное заседание волонтерского клуба
«ДОБРО» и совета старшеклассников. Распределение
поручений.

сентябрь

2

Составление плана работы на год

3

Уголок волонтеров (оформление)

4

Ведение журнала волонтерского клуба

систематически

5

Игры на переменах для школьников 1-4 классов

В течение года

6

Акция «Спешим делать добро». Оказание шефской
помощи престарелым, ветеранам в Доме ветеранов и
педагогам – ветеранам труда ко Дню пожилого
человека.

В октябре и мае

7

Проведение классных часов по ЗОЖ

ноябрь-декабрь

8

Вахта Памяти «Терроризм и экстремизм» (Мы помним

сентябрь

тебя-Беслан)
9

Акция «Подари детям доброту!» (сбор сувениров,
игрушек, призового фонда для детей-инвалидов
школы-интернат)

Октябрь-май

10

Акция «Подари свою доброту!» (помощь приюту для
бездомных животных)

Ноябрь,май

11

Акция добрых дел: «Доброта вокруг нас»

12

Акция «Ветеран живёт рядом»» (оказание посильной
помощи ветеранам ВОВ и труда)

13

Акция «Собери посылку солдату!»

февраль

14

5 декабря - День волонтера

декабрь

15

Проведение членами волонтерской команды тренингов,
ролевых игр и других интерактивных мероприятий .

Январь

15

Военно-патриотический месячник.

февраль

17

Конкурс стенгазет “А кому ты помог?”

В течение года

18

Участие в школьной газете «Лицеист»

В течение года

19

Сбор вещей в городскую больницу для детейпогорельцев.

В течение года

20

Акция «Ангел Надежды»

Ноябрь-декабрь

21

Подведение итогов работы за год. Награждение самых
активных

22

Акция: «День защиты детей»

В течение года
май

-май

май

Июнь

«За здоровье и безопасность наших детей»

Заповеди волонтерского клуба:

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

1.
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого
деятельности.
3.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
4.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным
отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
1.
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2.
Будь генератором идей!
3.
Уважай мнение других!
4.
Обещаешь – сделай!
5.
Не умеешь – научись!
6.
Будь настойчив в достижении целей!
7.
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3

«Тренинг на сплочение коллектива».
Занятие №1.
Цель: создать благоприятный психологический климат взаимоотношений в
группе, повысить уровень взаимного доверия и поддержки.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия для работы в группе;
1. Ознакомится
с
основными
принципами
работы
психологического тренинга.
2. Первичное освоение приемов самодиагностики и способов
самораскрытия, а также активного стиля общения и способов передачи
и приема обратной связи.
Продолжительность занятий. Примерно 60-120 минут в зависимости от
сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе — 10—15 человек. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.
Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников
«обратной связи».
План мероприятия:
1. Обсуждение ожиданий от занятий в волонтерском клубе;
1. Мини-лекция «Кто такие волонтеры?», «История волонтерской
деятельности»;
2. Знакомство;
3. Рассказ притчи.
4. Упражнение 1. Постройтесь по цвету одежды, по размеру
обуви, по цвету глаз.
5. Обсуждение.

6. Упражнение 2. «Поменяйтесь местами»
7. Обсуждение
8. Упражнение 3. «Ботинки»
9. Обсуждение.
10.
Упражнение 4. «Броуновское движение».
11.
Обсуждение.
12.
Упражнение 5. «Переправа».
13.
Обсуждение.
14.
Обсуждение всего тренинга.
1. Обсуждение ожиданий от занятий в волонтерском клубе.
Участники тренинга садятся в круг, каждый участник высказывает свои
ожидания от участия в данном проекте, которые будут зафиксированы для
дальнейшей рефлексии при подведении итогов работы в школе волонтеров,
обсуждается расписание и тематика занятий.
2. Мини-лекция «Кто такие волонтеры?», «История волонтерской
деятельности»
В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь
почувствовать себя человеком — помоги другому.
В России волонтерское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя,
если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда,
например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского
движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако
современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим
числом социальных проблем, в решении которых при современной
экономической ситуации волонтеры незаменимы.
В Российской Федерации волонтеры (в отличие от существовавших когда-то
пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой
государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтерском
движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры
руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать
людям.
КТО ЖЕ ТАКИЕ ВОЛОНТЕРЫ?
Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу
обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является
слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными
помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами,
лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, — добровольность (деньги
не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном
определяют применяемые в их работе методики.
Мы называем волонтерами не профессиональных добровольных помощников,
которые прошли обучение по нашей программе и помогают осуществлять
профилактическую
деятельность
(проведение
тренингов,
подготовка
и проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке
полиграфической продукции и т.п.) Как правило, наши волонтеры являются

равными по возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном
это подростки и молодежь).
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?
Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать
так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает
человеческих ресурсов.
Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней
присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение,
либо сразу подключаются к работе.
3. Знакомство
Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы
безопасности в группе.
По уже сложившийся традиции тренинговых групп для быстрейшего знакомства
каждый из вас сейчас сделает себе визитку, т.е. укажет на карточке свое имя,
которым будет пользоваться на протяжении всего тренинга.
При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, которое вы носите с
детства; игровое имя, например героя любимого мультфильма или
литературного персонажа; имя своего близкого друга или хорошего знакомого.
Вам предъявляется полная свобода выбора.
Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Затем вам нужно
прикрепить визитку себе на одежду. В дальнейшем на всем протяжении занятий
вы должны обращаться друг к другу по этим именам.
У вас 3 минуты для того, чтобы вы сделали свои визитка и подготовились к
знакомству. Затем вам нужно будет представиться. Во время приветствий вам
нужно подчеркнуть свою индивидуальность, сказать о себе так, чтобы ваш
партнер сразу запомнил вас. Например: «Здравствуй, меня зовут Саша. Больше
всего на свете я люблю компьютерные игры и сам учусь составлять
компьютерные программы».
4. Рассказ притчи.
Вначале я хочу рассказать вам притчу. В одной семье умирал Глава большой
семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его
изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести
веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался
сделать это, и хотя все они были сильные люди. Ни одному не удалось
справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и
предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью это
сделали. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые
испытания вам не страшны. А по одиночке вам легко сломать эти прутья». В
сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать
вместе. Начнем.
Упражнение 1. Постройтесь по цвету одежды, по размеру обуви, по цвету
глаз.
Цель: создание позитивной, доброжелательной, комфортной и доверительной
атмосферы. Развитие навыков коммуникабельности, эмпатии. Создание
непринужденной обстановки, что позволяет ближе познакомиться друг с другом.

Содержание упражнения: Участникам предлагается встать в круг, внимательно
посмотреть друг на друга и построиться:
- по цвету глаз;
- по цвету волос;
- по размеру обуви;
- по цвету одежды.
Обсуждение.
Как вы выполнили это задание, как вы договаривались, понимали друг друга, кто
вам помогал, кому вы помогали? Всегда ли этот человек выступает в роли
лидера в данной группе? Кто, по мнению группы, сыграл наиболее
конструктивную роль? Кто выдвигал идеи, кто их реализовывал?
Упражнение 2. «Поменяйтесь местами».
Цель: продолжить знакомство участников группы.
Содержание упражнения: «Сейчас у нас будет возможность продолжить
знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я)
предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то
общим признаком. Этот признак он называет, например: «Пересядьте все те, у
кого есть сестры», - и все те, у кого есть сестры должны поменяться местами.
При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно
из мест, а тот кто останется в центре круга без места продолжит игру.
Используем эту ситуацию для того, чтобы узнать побольше друг о друге»
Обсуждение: как Вы себя чувствуете? как ваше настроение сейчас?
Упражнение 3. «Ботинки»
Цель: повышение уровня взаимного доверия, путем выполнения совместных
действий.
Содержание упражнения: Все в круг, снимают обувь, складывают ее в центр.
Ведущий перемещает ее и разбрасывает по всей комнате. Все встают, берутся за
руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук, если круг рвется – все
заново (шнурки завязаны, замки застегнуты).
Обсуждение: Довольны ли вы тем, как выполнили это упражнение, кто старался,
кому помогали?
Упражнение 4. «Броуновское движение».
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие доверия друг к другу с
помощью тактильного контакта.
Содержание упражнения: Все участники становятся в круг. По команде
тренера закрывают глаза и начинают передвигаться по комнате, аналогично
«Броуновскому движению». Тренер может контролировать «температуру»:
«Температура увеличилась на 20 градусов – участники начинают двигаться
быстрее – температура понизилась на 10 градусов – участники двигаются
медленнее» затем тренер дает команду всем остановиться и найти себе пару.
Задача участников хорошо исследовать своего партнера, не открывая глаз. Затем
все начинают двигаться в «Броуновском движении», по команде тренера,
необходимо найти свою пару и сказать друг другу пожелание на день. Можно
повторить задание 2-й раз, но уже говорить, что нравится в человеке.

Обсуждение: Довольны ли вы тем, как выполнили это задание? Что получилось?
Что не получилось?
Упражнение 5. «Переправа».
Цель: формирование навыков совместного принятия решения и слаженных
действий.
Содержание упражнения: Все стулья сдвигаются в конец аудитории в 2 ряда,
все участники встают на них. Инструкция: вы – команда тонущего корабля. Вам
необходимо спастись как можно быстрее добраться до берега, ни потеряв при
этом, ни одного человека. Сделать это возможно только на стульях. Если вы
уберете обе ноги со стула, его «унесет море», т.е. хотя бы одна нога должна быть
на стуле. Перед началом переправы вам необходимо продумать стратегию.
После чего мы с вами заключим контракт – за какое время ваша команда
справится с заданием.
Обсуждение: Стратегии, сложность, поведение участников, способы
выполнения задания, что понравилось, что не понравилось?
Обсуждение всего тренинга.
Обсуждение всего тренинга: завершить фразу: «Сегодня на тренинге я понял,
что…»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
«Тренинг по профилактике вредных привычек».
Занятие №1
Цель предлагаемого курса – помочь подростку осознать проблему зависимости
и выработать навыки защитного поведения.
Задачи:
- развитие навыков уверенного поведения, позволяющих отказаться от
предложения попробовать ПАВ;
- оказание помощи подросткам в осознании последствий ранних сексуальных
отношений;
- формирование потребности и способности к самопознанию, саморазвитию и
самореализации;
- осознание подростками своих реальных желаний и возможностей;
- актуализация у подростков представлений об ответственности за
правонарушения;
- моделирование ситуации влияния близкого окружения на принятие решения
употреблять ПАВ;
формирование навыков аргументированного отказа от предложения
попробовать наркотические вещества;
- развитие способности к прогнозированию ответственности за собственное
поведение;
- формирование представления о том, что состояние наркотического опьянения
не освобождает от ответственности.

Продолжительность занятий. Примерно 60-120 минут в зависимости от
сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе — 10—15 человек. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.
Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников
«обратной связи».
План мероприятия:
1. Упражнение №1«Табу»
2. Обсуждение.
3. Упражнение №2 «Портрет наркомана»
4. Обсуждение.
5. Упражнение №3 «Десять заповедей»
6. Обсуждение
7. упражнение №4 «Зависимость»
8. Обсуждение
9. Обсуждение всего тренинга.
Упражнение №1 «Табу»
Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода
запретам и ограничениям.
Содержание упражнения: ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку
или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что
нельзя», - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в
отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте,
выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке,
брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это
нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это
тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения
важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если
кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача
ведущего побудить его «показать» свое отношение.
Обсуждение: нередко любопытство или желание изведать запретный плод или
стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его
поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет
сделать осознанный выбор.
Упражнение №2 «Портрет наркомана»
Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить
ситуацию зависимости.
Содержание упражнения: участникам раздается бумага и карандаши. Ведущий
объявляет задание: «Нарисуйте «портрет наркомана». Это не обязательно
должно быть изображение человека, просто постарайтесь в рисунке те чувства,
которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах». После того как
участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники
делятся своими впечатлениями.
По завершении
обсуждения можно провести своеобразный конкурс на то, кто «быстрее
распрощается со своим наркоманом». Для этого в центр круга ставится мусорная

корзина. Участники с одинакового расстояния должны попасть скомканным
рисунком в эту корзину. При этом, если участник не попал – он берет свой комок
и отходит на исходную позицию.
Обсуждение: важно обратить внимание на то, какие чувства возникали при
составлении рисунка, после уничтожения рисунка, какие особенности поведения
присущи людям, употребляющим наркотически вещества.
Упражнение №3 «10 заповедей»
Цель упражнения: помочь участникам в овладении ранжированием ценностей,
выстраивании иерархии.
Содержание упражнения: Участников просят придумать 10 заповедей – неких
общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком.
Ведущий на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После
того, как 10 заповедей собраны, дается задание проранжировать их: выбрать
сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из
оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.
Обсуждение: какие ценности важны для нашей группы волонтеров, какие в
современном мире утратили значимость, акцентировать внимание подростков на
ценности сохранения здоровья как физического таки психологического.
Упражнение № 4 «Зависимость (незаконченные предложения)»
Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить
ситуацию зависимости
Содержание упражнения: Участникам раздается бумага и карандаши.
Объясняется, что необходимо закончить следующие предложения:
1. Когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя, тогда я…
2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает…
3. Свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через…
4. Когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю, что…
5. Ситуация, в которой я бы мог стать зависимым от наркотика, это…
6. Когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого-то или чего-то, я
осознаю, что…
7. Быть независимым для меня означает…
8. Как я понимаю, зависимость это…
Можно эти предложения заготовить в виде распечаток и раздать для
самостоятельной работы (10 минут).
Затем группа делится на пары, и участники поочередно зачитывают друг другу
варианты предложений.
Обсуждение: при общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные
точки зрения, а также наиболее отличные, данные, полученные в ходе этого
упражнения являются диагностичными.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Викторина «Милосердие»

- Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей игревикторине «Азбука толерантности». Сегодня мы рассмотрим значение этого
кому-то неизвестного, кому-то незнакомого слова «толерантность».
- Толерантность – признание ценности всего, что объединяет людей и уважение
имеющихся между ними различиями. Толерантность, что каждый человек
свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за
другими. Толерантный человек признает, что люди по своей природе различны
по своему внешнему виду, социальному положению, речи, поведению и
ценностям; все люди обладают правом жить в мире и сохранять свою
индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека к другим.
- Интолерантность же, напротив, означает неприятие другого человека,
негативность к существованию с другими людьми. Проявляется
интолерантность через конфликтное, агрессивное поведение.
- Для начала нам надо поприветствовать друг друга. Я буду перечислять имена,
а вы, услышав свое имя, должны прокричать «Привет», так мы узнаем, кто у нас
присутствует на нашей встрече.
ПОЛИНА, ЕКАТЕРИНА, ЕГОР, ДАНИИЛ, КИРА, СВЕТЛАНА, ЕЗИЗАВЕТА,
СНЕЖАННА, МАКСИМ, АЛИНА.
- Давайте поприветствуем наших участников. И перед началом состязаний,
давайте разомнемся и сделаем «Массаж другу». Все поворачиваются в право,
таким образом, каждый видит перед собой спину впереди сидящего.
Приступаем.
(массаж другу)
- Первый этап нашей игры – «Визитка», в которой командам необходимо за 3
минуты оригинально представить себя. И написать название вашей команды на
листе. (команды готовятся)
- Время для команд вышло, и первыми на нашу сцену я приглашаю
команду……………. (выступление команды)
- Спасибо! Аплодисменты! Теперь на очереди показать свою визитку
команде…………………. (выступление команды)
- Так как все люди разные по своей природе, то к каждому требуется
индивидуальный подход. Если что-то может серьезно увлечь другого человека,
то другого, возможно, это даже не заинтересует. Кто-то быстро ориентируется в
ситуации, а кому-то требуется
продолжительное время. Одного легко
рассмешить, а другим придется проявить свое терпение, поэтому следующий
конкурс называется «Замороженный»
- Команды встают друг против друга (по парам). Каждый участник первый
первой команды играет роль «замороженного», а второй – «реаниматора» (затем
меняются ролями).
- По моему сигналу «замороженный» застывает в неподвижности. В течение 30
секунд «реаниматор» должен оживить его, при этом он не имеет право
прикасаться к нему, не обращаться к «замороженному» со словами. Он
может действовать только при помощи взгляда, мимики и жестов».
- Теперь команды поменялись местами. Приготовились, начали!

(проходит игра)
- А сейчас настало время викторины. Я буду задавать вопросы каждой команде
по очереди. Если команда, которой задан вопрос, не знает правильного ответа, то
на вопрос может ответить команда-соперник.
- Итак, вопрос первой команде. Какого числа отмечается Международный день
толерантности? (16 ноября)
- Вопрос второй команде. Самый близкий синоним в русском языке к слову
толерантность? (терпимость)
- Наилучший способ разрешения конфликта? (мирный договор, сотрудничество,
компромисс)
- Назовите национальный напиток казахского народа (кумыс)
- Традиционное украинское блюдо (борщ)
- Назовите главу католической церкви (Папа Римский)
- Назовите резиденцию главы католической церкви (Ватикан)
- Перечислите основные народы, населяющую Омскую область (русские,
татары, казахи, немцы, украинцы)
- Назовите священное животное народов Индии (корова)
- Мясо какого животного не употребляют мусульмане? (свиньи)
Спасибо за ответы!
- Как мы уже говорили, толерантность предполагает принятие и правильное
понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм
самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
- Поэтому в следующем конкурсе «Угадай цвет» мы постараемся понять друг
друга, когда это сделать бывает очень тяжело. Я показываю каждой команде
свой цвет. Они должны жестами объяснить, какой это цвет. При этом нельзя
указывать на предмет такого цвета.
(проходит конкурс)
- Четвертым этапом является задание: за отведенное время придумать и
нарисовать эмблему толерантности, составить ее объяснение.
(команды выполняют задание, представляют работу)
- А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с ритуалами приветствия, которые
приняты в различных странах. Мы будем описывать и демонстрировать его вам,
а вы будете таким образом здороваться друг с другом.
- Итак, в России приняты объятия и троекратный поцелуй в обе щеки.
- Легкий поклон со скрещенными на груди руками принят в Китае
- Жители Индии приветствуют друг друга легким поклоном сложенными перед
лбом ладонями
- Постое рукопожатие и взгляд в глаза приняты в Германии
- Легкий поклон, руки и ладони, вытянутые по бокам принят в Японии
- В Малайзии принято мягкое рукопожатие обеими руками, касание только
кончиками пальцев
- И закончить нашу встречу хочется такими словами:
Только в этом спасенье
Спасенье в одном:
Относиться друг к другу

С добром и теплом.
- Научится свободно, с достоинством жить,
Но при этом к другим
Равнодушным не быть.
- Всего вам доброго!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».