Дополнительная_общеобразовательная_программа_дополнительная_общеразвивающая

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7» им. А.А. Лагуткина
ПРИНЯТА
На Педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор БМАОУ «Лицей № 7»
________ А.В.Молочкова
Приказ № 169/2-ОД от 02.09.2024 г.

Молочкова
Анна
Владимировна
2024.08.30
15:37:49 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная программа–
дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школьный хор»

Возраст учащихся: 7-15 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель программы:
Костромина Людмила Александровна,
педагог дополнительного образования

г. Березовский, 2024 г.

Структура
1. Пояснительная записка.
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- цель и задачи программы;
- формы обучения и виды занятий.
2. Учебный план.
3. Содержание программы.
4. Планируемые результаты.
5. Организационно-педагогические условия программы.
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
6. Оценочные материалы.
7. Методические материалы.

1. Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой
возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только
форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей.
Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным
видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только
наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на
детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию
личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Нормативно – правовые основания разработки программы
Программа составлена в соответствии с действующими нормативноправовыми актами Российской Федерации, Свердловской области и БМАОУ
«Лицей № 7»
Сведения о программе
Уровень
сложности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Школьный
хор»:
ознакомительный
(возможность попробовать себя в разных видах деятельности, определиться с
выбором, знакомство с основными понятиями программы, развить
любознательность, попробовать себя в творческой реализации).
Педагогическая целесообразность
Для детей занятия вокалом - это источник раскрепощения,
оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической
стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает
формирование умений певческой деятельности и совершенствование
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью,
полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые
навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего
вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью,
которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Новизна программы
Особенность программы в том, что она разработана для детей
общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и
грамотно петь, при этом дети имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание
обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и
развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Актуальность программы.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В
процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства,
развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы
актерского мастерства.
Отличительные
особенности
данной
дополнительной
общеобразовательной программы:
позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное
образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных
способностей школьников в вокальном ансамбле за 3 года обучения соразмерно
личной индивидуальности;
включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике
А.Н. Стрельниковой;
применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по
принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство
ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир
динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к
занятиям, развивает их познавательную активность;
песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней,
тематических праздников и других мероприятий по совместному плану
воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Программа имеет художественную направленность и предполагает
получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Адресат программы - программа «Школьный хор» предназначена для
детей 7-15 лет. В творческое объединение «Школьный хор» принимаются дети
на свободной основе, при наличии у них достаточно выраженных голосовых
данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания
заниматься сольным и вокальным пением. При зачислении ребёнок исполняет
песню, которую хорошо знает. Полезно прослушать её в разных тональностях,
что позволит выявить у поющего характер и качество голоса, диапазон,
точность интонации.
Срок реализации: программа рассчитана на 3 года обучения. Общее
количество учебных часов – 157,5 ч за 3 года;
Режим занятий. Количество часов и занятий в неделю - 1 раз в неделю по
1,5 академических часа, 52,5 ч в год.
Продолжительность занятия 60 мин.
Наполняемость группы – 10-15 человек.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса - обучение проходит
в форме групповых занятий, состав группы – постоянный.

Дополнительная образовательная программа реализуется в течение всего
календарного года, не включая каникулярное время.
Цель программы: Создание условий для развития творческих
способностей и нравственного становления детей посредством приобщения
обучающихся к вокальному искусству.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих
основных задач:
Образовательные:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное
мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения.
Развивающие:
 Развивать репродуктивное и продуктивное воображение, фантазию,
творчество,
наглядно-образное,
ассоциативное
мышление,
самостоятельное художественное осмысление вокального материала;
 Выявлять и развивать заложенные в обучающемся способностей:
музыкальный слух, память, чувство ритма..
Воспитательные:
 Воспитывать
самостоятельность,
пунктуальность,
аккуратность,
бережливость, трудолюбие, патриотизм, целеустремленность в
достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в парах,
уважение к творчеству других;
 Воспитывать навыки культурного поведения не только на сцене, но и в
обществе.
Формы обучения и виды занятий
Методика работы с детским голосом рассматривается с позиций:
эстетической, возрастной, охраны здоровья растущего организма,
целесообразности для эффективного развития певческих навыков.
В процессе обучения используются следующие методы и приемы:
- наглядный
метод-(исполнение
педагогом музыкального
материала, показ видеоматериала, иллюстраций);
- опытно – практический метод – (разучивание, работа с упражнениями,
тренинги);
- объяснительно-иллюстративный
метод–(объяснение,
рассказ,
замечание, анализ);
- словесный метод – (беседа, лекция);
- метод повторения;
- репродуктивный метод;
- демонстрационный метод – прослушивание музыки, посещение
мероприятий разного уровня;
- интерактивные игры, способствующие лучшему формированию и
закреплению вокально-хоровых навыков (дикция, артикуляция, ритмическая
организация и т.д.);

- метод сравнительного анализа (обучающиеся учатся не только слушать,
но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля).
Формы организации вокальной деятельности:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам,
индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
конкурсов, фестивалей.
Алгоритм учебного занятия:
1.
Работа с учебно-тренировочным материалом:

дыхательная и артикуляционная гимнастика;

вокальные упражнения;

скороговорки.
2.
Работа над вокальными произведениями включает:

вокализы;

произведения современных композиторов;
 русскую классику;
 зарубежную классику;
 обработки народных песен.
3.
Анализ занятия;
4.
Задание на дом.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с
психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом,
каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими
интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При
наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс
задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.\
2. Учебный план
1-й год обучения
№

Тема

часы
теория практика

Общее
кол-во

Формы
контроля

Тема 1 Пение как вид
музыкальной
деятельности.
Формирование
Тема 2 детского голоса.
Тема 3 Слушание
музыкальных
произведений,
разучивание и
исполнение песен.
Тема 4 Игровая деятельность,
театрализация
Тема 5 Расширение
музыкального
кругозора и
формирование
музыкальной
культуры
Итого

№

Тема
1

Тема

Пение как вид
музыкальной
деятельности.

Совершенствование
Тема 2 вокальных навыков
Тема 3 Слушание
музыкальных
произведений,
разучивание и
исполнение песен.
Тема 4 Элементы хореографии

4,5

12

часов
16,5

3

13,5

16,5

3

7,5

10,5

1,5

3

4,5

1,5

3

4,5

13,5

39

52,5

2-й год обучения
часы
теория практика Обще
е колво
часов
4,5
12
16,5
3

13,5

16,5

3

7,5

10,5

1,5

3

4,5

Наблюдение,
опрос,
прослушивание
Наблюдение,
опрос,
прослушивание
Наблюдение,
опрос,
прослушивание
Наблюдение,
опрос,
прослушивание
Наблюдение,
опрос,
прослушивание

Формы
контроля

Наблюдение,
опрос,
прослушивание
Наблюдение,
опрос,
прослушивание
Наблюдение,
опрос,
прослушивание
Наблюдение,
опрос,

Тема 5 Формирование
музыкальной культуры
и
художественного вкуса.
Итого

№

Тема
1

3

4,5

13,5

39

52,5

3-й год обучения
часы
теория практик
а

Тема

Пение как вид
музыкальной
деятельности.

Совершенствование
Тема 2 вокальных навыков
Тема 3 Слушание
музыкальных
произведений,
разучивание и
исполнение песен.
Тема 4 Актёрское мастерство
Тема 5 Формирование
музыкальной
культуры и
художественного
вкуса.
Итого

1,5

4,5

12

Общее
кол-во
часов
16,5

3

13,5

16,5

3

7,5

10,5

1,5

3

4,5

1,5

3

4,5

13,5

39

52,5

прослушивание
Наблюдение,
опрос,
прослушивание

Формы
контроля
Наблюдение,
опрос,
прослушивание
Наблюдение,
опрос,
прослушивание
Наблюдение,
опрос,
прослушивание
Наблюдение,
опрос,
прослушивание
Наблюдение,
опрос,
прослушивание

3. Содержание программы
Первый год обучения
Тема 1. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкальноисполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных
ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении.
Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила
набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении.
Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный,

динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и
многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное
ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение
целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника
безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания
голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы
голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки,
артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и
согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа
артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое
строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и
возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Пред
мутационный, мутационный и пост мутационный периоды развития голоса у
девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса:
форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный
вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов,
недоступных по физиологическим возможностям детям определённого
возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания
новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке.
Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и
«сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения.
Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за
ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема 2. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая,
мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование
тембра. Интонирование. Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо. Понятие
кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной,
грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила
дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка,
«зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на
crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие
певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка
и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и
артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка
резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты.
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических
оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении
упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и
удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.
Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для
избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на
сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод
аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки
звука; звуковедение lеgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков;
свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и
постепенного удлинения дыхания.
Тема 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение
песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её
особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности,
ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение
своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской
выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение
оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных
песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной
песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение
классического вокального репертуара для детей. Освоение средств
исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных
типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов.
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях
современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над
выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение
произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в
сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях
современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового
аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и
звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного
интонирования, освоение элементов музыки.
Тема 4. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов
для создания образа песни.
Тема 5. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной
культуры. (4,5 ч.)
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха
учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса;
анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и
своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение,
анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение
своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами.
Сбор материалов для архива студии.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1.
«Ах вы, сени» (р.н.п.) обр. Г. Попатенко. (а капелла)
2.
Ю. Чичков. «Утро школьное, здравствуй!»
3.
Д. Тухманов. «Родина моя»
4.
итал. нар. песня. «Четыре таракана и сверчок»
5.
А. Ермолов. «Осенний джаз»
6.
В. Зубков «Бабушка и внучек»

7.
8.
9.
10.
11.

А. Ермолов. «Праздник Новый день»
О. Полякова. «Журавли» (соло)
К. Певзнер. «Оранжевая песенка» (соло)
Э. Ханок. «Моя армия»
В. Варламов. «Весёлая мышка» (соло)

Второй год обучения
Тема 1. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения,
закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и
«стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в
процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.
Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение
с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное
сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах)
в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и
пантомимой.
1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема 2. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон,
гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического
слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы
над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у
учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе
закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению
резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод
аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу.
Упражнения второго уровня закрепление певческих навыков у детей: мягкой
атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании
гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение
артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения

выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой
лица.
2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных
звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки
в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного
аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений
артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой
форманты.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции
Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить
детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью,
мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии,
доставление радости и удовольствия.
Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие
дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры»
звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения
(шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Тема 3. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения
музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими
навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над
выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной
песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано).
3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой
интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над
выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над
выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их
психологического подтекста.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов.
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях
современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над
выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение
произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в
сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях
современных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков.
Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф.
Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков:
песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской
выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения
и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения
музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.
3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования
как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного
певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале,
соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.
Тема 4. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа
песни.
Тема 5. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов
профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их
способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса
профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое
исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского
мастерства при создании художественного образа профессиональными
артистами.
5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование
основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем
приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих
впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д.
Сбор материалов для архива студии.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1.«Альбом» сл. и муз. Алексей Воинов
2.«Балалайка» Татьяна Морозова
3.«Весна» сл. и муз. Алексей Воинов
4.«Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
5.«Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
6.«Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
7.«Новый год» Ал. Ермолов
8.«Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
9.«Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова

10.«Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников
11. «Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов

Третий год обучения
Тема 1. Организация певческой деятельности учащихся в условиях
занятий сценическим движением.
1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного
образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением
актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные
упражнения и этюды.
1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов
сценического движения с задачами вокального исполнения.
1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными
произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений
(песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических
движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии
сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных
произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
1.4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц
гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький
маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги»,
«Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».
Тема 2. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию
вокальных
навыков
учащихся.
Упражнения
второго
уровня
–
совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как
основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении
единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной
установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и
фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с
ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме
звучания голоса на нюансах mp-mf.
2.2. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла
Орфа).

Развитие чувства
ритма,
дикции,
артикуляцию,
динамических
оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью,
мимикой, жестами.
Тема 3. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами
музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми
особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в
ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём
использования элементов пластических и сценических движений. Пение без
сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или
ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный
подбор сценических движений к народной песне.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над
чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях.
Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей
композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов,
динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской
классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с
сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный
ансамбль). Пение под фонограмму.
Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в
процессе обучения в студии.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных
композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в
произведениях
современных
композиторов.
Разнообразие
вокальноисполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие
переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по
овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях
современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с
использованием сценических движений.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторовклассиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более
сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле.
Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского
стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в
зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму.
Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в
процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.

3.5. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового
аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие
физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование
и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и
стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в
эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных
координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный
материал. Пение по нотам.
Тема 4. Актёрское мастерство.
Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание
песни.
Тема 5. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных
певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по
формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению
их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками,
занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и
просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных
ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов
по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие
задания).
5.2. Анализ музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1.«Главный праздник» Найля Мухамеджанова
2.«Дети Земли» сл. и муз. Виктор Ударцев
3.«Детство» сл. и муз. Татьяна Пархоменко
4.«Журавли» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалёвой
5.«Новый день» сл. и муз. Александра Ермолова
6.«Полёт» сл. и муз. Жанна Колмогорова
7.«Полярная звезда» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова
8.«Рождество» сл. и муз. Андрей Варламов
9.«Я взрослая» сл. и муз. Татьяна Пархоменко
4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
 Формирование способности к самооценке на основе
успешности творческой деятельности;
 формирование эмоциональное отношение к искусству;
 формирование духовно-нравственных оснований;

критериев

реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования;
Предметные результаты:
знать
 элементарные
способы
воплощения
художественно-образного
содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и
учебно-творческой деятельности;
 нотную грамоту;
 правильную певческую установку;
 особенности музыкального языка.
уметь
 применять полученные знания и приобретённый опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
деятельности;
 исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную
партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
 выражать образное содержание музыки через пластику;
 создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
 исполнять вокально-хоровые произведения.


5. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете №23– кабинете музыки и в актовом зале.
Кабинет оборудован:
Компьютер учителя, лицензионное программное обеспечение;
Проектор – 1;
Экран -1;
Парты двуместные - 15
Стулья ученические – 30
Доска классная магнитная – 1
Шкаф для хранения учебных пособий – 4;
Стол учительский-1;
Стул учительский-1;
Музыкальные инструменты: треугольник, набор колокольчиков, ложки,
детский барабан, набор шумовых инструментов
Фортепьяно;
Музыкальный центр;
Портреты зарубежных и отечественных композиторов;
Образовательные и информационные ресурсы
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование
электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных
образовательных, информационных ресурсов)
учебные, учебно-методические издания

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной
школе. – М.: Просвещение, 1983.
2. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.Просвещение: 1999.
3. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Просвещение,
2007.
4. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение.
1983.
5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – ДРОФА, 2000.
6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. –
Изд. 2-е – ДРОФА, 2007.
7. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.:
Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О.
Исаева – М.: Астрель, 2007.
9. Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем
(методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки
педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002.
10. Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе
дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской
научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2001.
11. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.:
Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научнотехнического творчества молодежи, 2004.
12. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й
Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001
года. – Екатеринбург, 2001.
13. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии //
Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути
развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
14. Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской
эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного
университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., Просвещение, 2001.
15. Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и
инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М.,Просвещение 2004.
16. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – ДРОФА, 2007.
17. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми
коллективами. – М.ДРОФА, 1999.
18. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М.ДРОФА, 2002.
19. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. –
Просвещение, 2006;
20. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.,
Просвещение, 1992.
21. Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
22. Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету
современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. –
М.Просвещение, 1998.
Список литературы для обучающихся
1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.Просвещение: 2003;

2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – ДРОФА 2002;
3. Журавленко Н.И. Уроки пения. –Просвещение, 1998
4. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ДРОФА 2006;
5. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
6. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – ДРОФА;
7.Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Издательство Астрель» 1999;
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г.
Хинн. – М.Просвещение, 1998
наименование электронного образовательного, информационного ресурса

CD, DVD, интерактивные плакаты, лицензионное программное обеспечение
Список интернет – ресурсов для педагога
1.

http://www.mp3sort.com/

2.

http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.

http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.

http://alekseev.numi.ru/

5.

http://talismanst.narod.ru/

6.

http://www.rodniki-studio.ru/

7.

http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.

http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.

http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load

Кадровое обеспечение
Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляющему
реализацию программы
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии,
клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению
контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает
соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в
разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и
программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие
способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию,
формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников
ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их
познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную
деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую,
включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь
обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками
актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения
обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая
овладение
умениями,
развитие
опыта
творческой
деятельности,
познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч.
текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает
особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а
также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях.
Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений,
других формах методической работы, в работе по проведению родительских
собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении
методической и консультативной помощи родителям или лицам, их
заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей
компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся,
воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при

проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной
безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и
организацию дополнительного образования детей, научно-технической,
эстетической,
туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной,
досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных
объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций;
методы развития мастерства, формирования основных составляющих
компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной,
правовой); современные педагогические технологии: продуктивного,
дифференцированного,
развивающего
обучения,
реализации
компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного
возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с
персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными
таблицами),
электронной
почтой
и
браузерами,
мультимедийным
оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без
предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительная
профессиональная подготовка по направлению «Вокал» без предъявления
требований к стажу работы.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в
соответствии с Федеральным законом об образовании (часть 5 статья 46)
привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным
общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным
программам высшего образования по специальностям и направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной
программы
высшего
образования
направленности
дополнительной
общеобразовательной программы определяется указанными организациями
(часть 4 статья 46 Федерального закона об образовании).

6. Оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы.
 предварительный – выявляющий подготовленность группы кадет к
слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных,
ритмических способностей,
 текущий контроль – систематическая проверка развития мелодического,
вокального и ритмического слуха, интонации, результативности
обучения,
 итоговый контроль – чистота интонирования на концертных
мероприятиях, участие в открытых уроках, итоговых конкурсах.
Формы проверки
Формами проверки работы педагога по реализации данной программы
являются: - открытые занятия, - сольные выступления, - вокальные
конкурсы,
- годовой отчетный (смотр художественной самодеятельности)
В течение года ансамбль участвует в общешкольных мероприятиях,
посвященных тематическим праздникам, в музыкально-литературных
композициях. Вокальный ансамбль выступает на праздничных концертах,
участвует в конкурсах.
1
2
3
4
5
6

№

Содержание

Сроки
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Март

Прослушивание
Повторение и разучивание нового репертуара
Концерт «День пожилого человека»
Концерт «День учителя»
Концерт «День матери»
Концерт, посвященный 8 Марта
Муниципальный фестиваль творчества юных
7
«Музы и дети»
Апрель
8
Фестиваль «Алло, мы ищем таланты»
Апрель
9
Концерт, посвященный Дню Победы
Май
Концерт «Вот и стали мы на год взрослее»
Май
10
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников
объединения и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями,
или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном
отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание
ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений объединения.
Урок-концерт.
Беседа о творческом объединении.
Отчетный концерт.
Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью
диагностических контрольных заданий по следующим критериям:

звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр
голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.
Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое
чувство, чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух.
Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация,
ритм, память, диапазон, качество певческого голоса, эмоциональность,
музыкальность, особенность характера. Система контроля результативности
обучения:
Первый год обучения.
Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале
учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение
голосового диапазона, оценивание умений, знаний.
Также на первом году обучения проводится тематический контроль, целью
которого является проверка полученных на каждом уроке знаний.
В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде
отчётного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.
Второй и третий год обучения.
Обучающиеся проходят предварительное прослушивание (вводный
контроль). Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового
диапазона, оценивание умений, знаний, проверка уровня вокально-хоровой
подготовки учащегося, определение в группу (солисты или хор).
Тематический контроль осуществляется на последнем занятии после
изучения данной темы. Во время тематического контроля солисты или хор (в
зависимости от исследуемого качества пения) исполняют вокальное
музыкальное произведение. Результаты (уровень) вокальных умений вносятся в
специальную ведомость.
Итоговый контроль: проводится с 15 по 25 мая согласно графику
(расписанию) проведения отчётного концерта. Основной формой проведения
итогового контроля является отчётный концерт. Результаты вносятся в
ведомость итогового контроля.
Формы предъявления результатов:
-отзывы учащихся и родителей,
-отчётный концерт
-участие в конкурсах и фестивалях.
Контрольно-оценочные материалы
1 год обучения
Тема 1. Пение как вид музыкальной деятельности.
Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное
упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и
текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и
дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить
качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить
распевку в быстром темпе.

Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и
дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество
пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.
Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок,
попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре.
Правильно выполняет дыхательные упражнения.
Тема 2. Формирование детского голоса.
(Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.)
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку,
качество интонирования и используемый вид дыхания.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание,
умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит
между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся
рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.
Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание
только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать
цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между
фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.
Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт
дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на
длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно
с другим певцом (хористом).
Тема 3. Слушание
музыкальных произведений, разучивание и
исполнение песен.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на
качество интонирования и умение петь в унисон.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание
основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание
основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.
Низкий
уровень: Чистое
интонирование
только
с
помощью
учителя. Отсутствие унисона.
Тема 4. Игровая деятельность, театрализация.
(Правильная дикция и артикуляция.)
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание
на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.
Критерии оценки:

Высокий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и
артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию,
понимает дирижёрский жест.
Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и
артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки.
Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Низкий уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и
артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике.
Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.
Тема 5. Расширение
музыкального кругозора и формирование
музыкальной культуры.
(Формирование исполнения.)
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского
композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество
интонирования соблюдение ансамбля в хоре.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое
унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим
рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения.
Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда
допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе.
Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической
поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует
унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни
только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не
соблюдают основы цепного дыхания.
2 год обучения
Тема 1. Пение как вид музыкальной деятельности.
Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное
упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и
текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и
дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить
качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить
распевку в быстром темпе.
Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и
дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество
пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.
Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок,
попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре.
Правильно выполняет дыхательные упражнения.
Тема 2. Совершенствование вокальных навыков

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни зарубежного и
русского композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую
установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание,
умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит
между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся
рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.
Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание
только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать
цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между
фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.
Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт
дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на
длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно
с другим певцом (хористом).
Тема 3. Слушаниемузыкальных
произведений,
разучивание
и
исполнение песен.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни зарубежного
композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на
качество интонирования и умение петь в унисон.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание
основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание
основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.
Низкий
уровень: Чистое
интонирование
только
с
помощью
учителя. Отсутствие унисона.
Тема 4. Элементы хореографии
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни по одному, дуэтом
или небольшим ансамблем, в сопровождении сценических движений.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся знает и грамотно использует сценические
движения
Средний уровень: Обучающийся знает сценические движения, но не всегда
их использует.
Низкий уровень: Обучающийся знает сценические движения, но не умеет
их использовать на практике.
Тема 5. Расширение
музыкального кругозора и формирование
музыкальной культуры.
Формирование чувства ансамбля.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского и
зарубежного композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на
качество интонирования соблюдение ансамбля в хоре.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое
унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим
рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения.
Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда
допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе.
Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической
поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует
унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни
только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не
соблюдают основы цепного дыхания.
3 год обучения
Тема 1. Пение как вид музыкальной деятельности.
Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное
упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и
текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и
дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить
качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить
распевку в быстром темпе.
Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и
дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество
пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.
Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок,
попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре.
Правильно выполняет дыхательные упражнения.
Тема 2. Совершенствование вокальных навыков
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни зарубежного и
русского композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую
установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание,
умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит
между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся
рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.
Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание
только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать

цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между
фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.
Низкий уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную
певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт
дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на
длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно
с другим певцом (хористом).
Тема 3. Слушаниемузыкальных
произведений,
разучивание
и
исполнение песен.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни зарубежного
композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на
качество интонирования и умение петь в унисон.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание
основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в хоре.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание
основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.
Низкий
уровень: Чистое
интонирование
только
с
помощью
учителя. Отсутствие унисона.
Тема 4. Актерское мастерство
Формирование сценической культуры. Работа над образом.
Задание: Исполнение (пение) песни русского и зарубежного композитора
детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования,
умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Чистое интонирование мелодии, пение в характере
песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные
движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций учителя. В
завершении песни-поклон.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит
микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает.
В конце пения выполняет поклон только после напоминания учителем.
Низкий уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с
микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ.
Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального
произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены.
Тема 5. Расширение
музыкального кругозора и формирование
музыкальной культуры.
Формирование чувства ансамбля.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского и
зарубежного композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на
качество интонирования соблюдение ансамбля в хоре.
Критерии оценки:
Высокий уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое
унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим

рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения.
Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда
допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе.
Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической
поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Низкий уровень: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует
унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни
только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не
соблюдают основы цепного дыхания.
7. Методические материалы
Список литературы для педагога
1. Андрианова Н.З. «Особенности методики преподавания эстрадного
пения». Просвещение, 1999.
2. Билль А. Методические материалы для организаторов и педагогов
детских эстрадно – вокальных студий «Чистый голос». ДРОФА, 2003.
3. Голубев П.В. «Советы молодым педагогам - вокалистам».
Просвещение, 1963.
4. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение: секреты вокального мастерства».
Просвещение, 2006.
5. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс – курс развития музыкальных
способностей». ВЕНТАНА - ГРАФ, 2007.
6. Охомуш Т. В. «Методика вокальной работы в детской эстрадной
студии», ДРОФА, 2003.
7. Риггс Сет. Аудиошкола для вокалистов «Как стать звездой».
«Издательство Астрель, 2004.
8. Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала». «Просвещение», 2007.
9. Ручинская Т. И. Методическая разработка «Основы вокальной
методики». «Просвещение», 2001.
10. Фокина Н. Д. Курс лекций «Техника эстрадного вокала». «Издательство
Астрель», 2006.
Репертуарные сборники
1. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении
фортепиано.М. 1978г.
2. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск
14. М.1978г.
3. «Детям нужен мир». М. 1982г.
4. «Дружат дети всей земли». М. 1981г.
5. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки,
считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.
6. «За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы».
Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.
7. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.

8. «Мальчишки – девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л.
1978г.
9. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.
10. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М.
1976г.
11. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.
12. Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.
13. Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.
14. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.
15. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой
Отечественной / сост. Г. А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995. – 48 с.
16. Вогино И. Г. «Игры – задачи». М. 1983г.
17.Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста.
М. 1980г.
18. Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005. – 40 с.
19. Жаворонушки. – Вып. 1–4/ сост. Г. М. Науменко. – М.: Советский
композитор, 1986.–68 с.
20. Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977, 1978г.
21. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.
22. Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г
Магиденко М. Я. ,
23. Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.
24. Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.
25. Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986. – 62 с.
26. Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного
возраста / сост. Н. Сорокин. – Вып. 1–3. – М.: Музыка, 1986–1989. – 86 с.
27. Петров А. П. « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г.
28. Петрушин, В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000. – 266 с
29. Раухвергер М.Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего
школьного возраста.
30. Родионов, В. А. Слова души и ноты сердца: песни – Чугуев: изд-во
«III тысячелетие», 2004. – 144 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».