Дополнительная_общеобразовательная_программа_дополнительная_общеразвивающая-2

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7» им. А.А. Лагуткина
ПРИНЯТА
На Педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор БМАОУ «Лицей № 7»
________ А.В.Молочкова
Приказ № 169/2-ОД от 02.09.2024 г.

Молочкова
Анна
Владимировна
2024.08.30
15:36:53 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная –
дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Живой камень»

Возраст учащихся: 9-11 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель программы:
Бабий Валентина Владимировна,
учитель изобразительного искусства

г. Березовский, 2024 г.

Структура
1. Пояснительная записка.
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- цель и задачи программы;
- формы обучения и виды занятий;
2. Учебный план.
3. Содержание программы.
4. Планируемые результаты.
5. Организационно-педагогические условия программы.
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
6. Оценочные материалы.
7. Методические материалы.

1. Пояснительная записка
Урал издавна славился не только своими полезными ископаемыми, но и
мастерами превращения даров недр в законченные художественные формы.
Поэтому необходимо именно здесь, на Урале в рамках дополнительного
образования знакомить детей с камнерезным искусством, предоставить
возможность попробовать свои силы в выполнении поделок из камня.
Нормативно – правовые основания разработки программы
Программа составлена в соответствии с действующими нормативноправовыми актами Российской Федерации, Свердловской области и БМАОУ
«Лицей № 7»
Сведения о программе
Уровень
сложности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Живой камень»: ознакомительный (возможность
попробовать себя в разных видах деятельности, определиться с выбором,
знакомство с основными понятиями программы, развить любознательность,
попробовать себя в творческой реализации).
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что
она направлена на развитие нравственно-ценностных отношений к
художественно-творческой деятельности, народному творчеству и его традициям,
развитию и совершенствованию умений и навыков обучения различным
технологиям, обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся в
их творческой самореализации и самосовершенствовании. Образовательный
процесс включает в себя различные методы обучения: словесный, наглядный,
проблемный, эвристический. Сложность художественно-творческих задач
дифференцируется, учитывая системность и последовательность, а также
индивидуальность в творческом развитии личности.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Живой
камень» обусловлена: удовлетворением образовательных, культурных и
социальных потребностей детей и родителей; сохранением и развитием
культурных
традиций
города,
региона;
обеспечением
развития
и
совершенствования
процесса
обучения
художественному
творчеству
обучающихся в современных условиях.
К особенностям программы можно отнести:
 взаимодействие и взаимовлияние разных видов, жанров, стилей, приёмов,
средств и методов декоративно-прикладного творчества;
 максимальную индивидуализацию педагогического подхода с опорой на
особенности и возможности подростков;
 постоянное обновление содержания образовательной практики с опорой на
психические
особенности,
возрастные
качества
и
индивидуальные
художественно-эстетические потребности, современные требования к качеству
образования;

приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным духовным
ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого как
результат художественного образования.
Программа имеет художественное направление и предполагает получение
дополнительного образования в сфере художественного и декоративноприкладного творчества.
Адресат программы – программа «Живой камень» рассчитана на детей 9-11
лет (обучающихся 3, 4 классов).
Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения. Общее
количество учебных часов – 105 ч за 2 года; 1 год обучения – 52,5 часа, 2 год
обучения – 52,5 часов.
Количество часов и занятий в неделю:
1 год обучения (3 класс) - 1 раз в неделю 1,5 академических часа;
2 год обучения (4 класс) – 1 раза в неделю 1,5 академических часа.
Продолжительность занятия 60 мин.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса - обучение проходит в
форме групповых занятий, состав группы – постоянный. Наполняемость группы –
10-15 человек.
Дополнительная образовательная программа реализуется в течение всего
календарного года, не включая каникулярное время.
Цель программы: развитие творческих способностей и создание условий
для самоактуализации, самоорганизации, творческой самореализации в
сотворчестве и сотрудничестве.
Задачи программы:
Обучающие
1. Дать специализированные знания о драгоценных и поделочных камнях, их
классификации.
2. Познакомить детей с основными уральскими месторождениями самоцветов;.
3. Научить применять художественные умения, знания и представления в
процессе выполнения художественно-творческих работ.
4. Совершенствовать умения находить необходимую информацию, выбирать
лучшее, необходимое для создания проекта, творческой работы.
Развивающие:
1.
Развить познавательный интерес к искусству и важной ее составляющей –
народному творчеству и традициям.
2.
Развить художественное восприятие, воображение, ассоциативное, образнотворческое, пространственное, логическое и вариативное мышление.
3.
Развить
начальные
профессиональные
интересы
в
области
изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
4.
Содействовать развитию рефлексии, адекватной самооценки, стремлений к
самопознанию, самосовершенствованию и творческому росту (умение определять
уровень личной творческой, проектной работы).
Воспитывающие:
1.
Воспитать усидчивость, целеустремленность в достижении цели.


2.
Воспитать любовь и уважение к труду, потребность к творческому труду,
творческую активность.
3.
Способствовать воспитанию нравственных представлений, ценностного
отношения к культурному наследию нашей Родины, искусству, жизни.
4.
Воспитать художественно-эстетический вкус.
5.
Сформировать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
продуктивную совместную деятельность.
6.
Способствовать формированию потребности у детей в здоровом и
безопасном образе жизни, привычки соблюдать правила дорожной безопасности.
Формы обучения и виды занятий
Данная программа реализуется в основном через индивидуально-групповую
форму работы, которая позволяет наглядно и доступно продемонстрировать
приемы работы с камнем каждому учащемуся, дать теоретическую информацию
по выполнению определенной операции.
Важную роль играет индивидуальное обучение, т.к. каждый человек
индивидуален; его индивидуальность складывается из физического облика и
направленности личности с учетом свойств нервной системы.
Учащемуся сообщается теоретический материал, глубоко мотивируется
актуальность данной темы и демонстрируется наглядные пособия. В ходе
обучения применяются объяснительно-репродуктивный метод, метод беседы,
частично поисковый и проблемные методы.
Необходимое сырье для работы кружка запасается в летний период в ходе
поездок в лес и специальных геологических экспедиций. В нашем регионе это не
составит большой проблемы.
Работа с камнем увлекательное, но довольно трудоемкое занятие, поэтому
теоретический
и практический материалы должны довольно органично
сочетаться между собой, дети не должны уставать. «Сухая» теория усваивается
плохо, поэтому необходимо использовать в занятиях материалы по истории
камнеобработки, легенды, были о минералах, которые имеются в народной
культуре практически каждого этноса. Так как возраст учащихся не позволяет
обрабатывать камень специальными инструментами и станками, то практическая
работа планируется на уровне младшего школьного возраста.
В ходе изготовления каких-либо поделок, следует обращать внимание на
развитие личности учеников в связи с этим необходим индивидуальный подход,
который заключается в предоставлении свободы выбора там, где это необходимо.
Необходимо учить заканчивать работу, работать долго, сознательно
использовать разные материалы и приемы.
Несомненно, процесс обучения должен быть неотрывно связан с задачами
формирования у детей широкой художественной культуры. Этому служат
экскурсии, поездки в музеи и на выставки.
2. Учебный план
№

Тема

1-й год обучения
часы

Формы

теория практика
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
№

1
2
3
4
5
7

Вводное занятие
Общие сведения о
поделочных и
драгоценных камнях.
История добычи и
обработки камня на
Урале
Экскурсия на природу.
Сбор, обработка и
хранение материала
Роспись по камню
Скульптура малых
форм
Предметы быта
Декор интерьера
Ювелирные украшения
Посещение музея,
выставки
Организация и
проведение выставки
Итоговое занятие
ИТОГО
Тема

Вводное занятие
Общие сведения о
поделочных и
драгоценных камнях.
Березовский - родина
золота.
Экскурсия на природу.
Сбор, обработка и
хранение материала
Скульптура малых форм.
Композиционные
решения.
Японское искусство.Сад
камней

1
1,5

0,5
3

3

Общее
кол-во
часов
1,5
4,5

контроля

3

презентация

опрос
опрос

1,5

1,5

3

наблюдение

1.5
1,5

4,5
6

6
7,5

наблюдение
наблюдение

1,5
1.5
1.5
6

4,5
7,5
1,5

6
9
3
6

наблюдение
наблюдение
наблюдение
Наблюдение,
отчет
выставка

1,5

1,5

1,5
23,5
29
2-й год обучения
часы
теория практик
а

1,5
52,5

опрос
Формы
контроля

1
1,5

0,5
1,5

Общее
кол-во
часов
1,5
3

1,5

1,5

3

опрос

1,5

3

4,5

наблюдение

1,5

10,5

12

наблюдение

1,5

3

4,5

наблюдение

опрос
опрос

8
9
10
11
12

Декор интерьера
Ювелирные украшения
Посещение музея,
выставки
Организация и
проведение выставки
Итоговое занятие
ИТОГО

1.5
1,5
6

7,5
4,5

9
6
6

наблюдение
наблюдение

1,5

1,5

выставка

1.5
20,5

1,5
52,5

опрос

32

3. Содержание программы.

1-й год обучения
Вводное занятие
На первом занятии выясняется, что ребята знают о камне (книги, стихи, загадки и
т.д.). Ознакомление с планом и программой кружка. Показываются образцы
поделок из камня.
Знакомство с материалами, инструментами для работы. Подробно познакомить с
правилами техники безопасности при работе с инструментом и камнем.
Общие сведения о драгоценных и поделочных камнях
Рассказ об общих свойствах камней, их классификация.
Практическая работа : знакомство и определение камней из коллекции.
Экскурсия на природу. Сбор, обработка и хранение материала.
Выбор
маршрута.
Обеспечение
безопасности
экскурсии,
овладение
необходимыми навыками нахождения в лесу, на открытой местности. Знакомство
с задачами экологии. Охрана природы. Знакомство с условиями сбора и
хранения.
Практическая работа: Сбор природного материала.
История добычи и обработки камня на Урале
Роль камня в истории человека. Уральские изумруды, история открытия. История
Екатеринбургской фабрики «Уральские самоцветы». Открытие мурзинских
самоцветов.
Роспись по камню
Подбор камней по форме, цвету, фактуре. Эскиз рисунка. Подготовка красок для
росписи камня. Демонстрация образцов.
Практическая работа: расписать камень, то есть придать камню образ живого
или не живого предмета.
Скульптура малых форм
История камнерезного искусства, мастера, города Урала. Способы крепления
камней между собой. Правила техники безопасности при работе. Подбор и

использование дополнительных материалов. Демонстрация образцов работ из
камня .
Практическая работа: выполнение поделок в виде птиц, животных, растений,
фигуры человека.
Предметы быта.
Камень в быту первобытных людей и современного человека. Демонстрация
образцов посуды. Разработка эскиза. Прием – вкрапления камней. Подбор и
использование дополнительных материалов.
Практическая работа: выполнить чайную пару, цветочный горшок применив
прием вкрапления.
Декор интерьера
Что такое декор? Предметы декора в интерьере. Изучение образцов: подсвечники,
панно, аксессуары письменного стола, настенные украшения, рамки для фото,
декоративные бутылки, картины из камня, песка.
Практическая работа: выполнить подсвечник, рамку для фото, декоративную
бутылку, картину (по выбору 2-3 изделия).
Ювелирные украшения
Познакомить учащихся с ювелирными изделиями. Проанализировать форму,
размер, цвет и.тд. Выполнить эскиз кулона. Подобрать материал.
Практическая работа: выполнить простой кулон.
Посещение музея, выставки.
Провести беседы до и после посещения выставки, музея.
Организация и проведение выставки
Выбор места и времени проведения выставки. Отбор работ на городские
выставки. Оформление выставки.
Итоговое занятие.
Анализ творческих работ и подведение итогов работы кружка за год.
Поощрение лучших учащихся. Рекомендации, перспективы по дальнейшей
работе кружка.
2-ой год обучения
Вводное занятие
На первом занятии выясняется, что ребята знают о камне (книги, стихи, загадки и
т.д.). Ознакомление с планом и программой кружка. Показываются образцы
поделок из камня.
Знакомство с материалами, инструментами для работы. Подробно познакомить
с правилами техники безопасности при работе с инструментом и камнем.

Общие сведения о драгоценных и поделочных камнях
Рассказ об общих свойствах камней, их классификация.
Практическая работа : знакомство и определение камней из коллекции.
Березовский – родина золота.
Роль камня в истории человека. История Ерофея Маркова. Южная и северная
шахты города. Рассматривание образцов принесенных из шахты.
Экскурсия на природу. Сбор, обработка и хранение материала
Выбор
маршрута.
Обеспечение
безопасности
экскурсии,
овладение
необходимыми навыками нахождения в лесу, на открытой местности. Знакомство
с задачами экологии. Охрана природы. Знакомство с условиями сбора и
хранения.
Практическая работа: Сбор природного материала.
Скульптура малых форм.
История камнерезного искусства, мастера, города Урала. Способы крепления
камней между собой. Правила техники безопасности при работе. Подбор и
использование дополнительных материалов. Демонстрация образцов работ из
камня. Знакомство с простым инструментом для обработки камня.
Практическая работа: выполнение поделок в виде птиц, животных, растений,
фигуры человека.
Японское искусство . Сад камней.
Познакомить учащихся с японским искусством «Бонсэки». Рассмотреть образцы,
проанализировать содержание, идею сада из камней.
Практическая работа: выполнить мини сад из камней «Бонсэки».
Декор интерьера
Предметы декора в интерьере. Изучение образцов: подсвечники, панно,
аксессуары письменного стола, настенные украшения, рамки для фото,
декоративные бутылки, картины из камня, песка, стены из декоративного камня
как часть интерьера.
Практическая работа: рамку для фото, декоративную бутылку, картину .
Ювелирные украшения
Познакомить учащихся с ювелирными изделиями. Проанализировать форму,
размер, цвет и.тд. Выполнить эскиз украшения. Подобрать материал.
Практическая работа: выполнить работу по эскизу.
Посещение музея, выставки
Провести беседы до и после посещения выставки, музея.
Организация и проведение выставки.

Выбор места и времени проведения выставки. Отбор работ на городские
выставки. Оформление выставки.
Итоговое занятие
Анализ творческих работ и подведение итогов работы кружка за год.
Поощрение лучших учащихся. Рекомендации, перспективы по дальнейшей
работе кружка.
4. Планируемые результаты
К концу курса, обучающиеся должны знать:
1. Поделочные и драгоценные камни Урала.
2. Как добывали и обрабатывали камень.
3. Сбор и хранение камешков, их свойства.
4. Технологические приемы и способы обработки камня.
5. Основы композиции.
6. Способы работы с камешками, ракушками, песком.
6. Технику безопасности при работе с камнем и инструментами.
К концу курса учащиеся должны уметь:
1. Пользоваться инструментами (напильник, молоток, шпатель) при обработке
камня.
2. Использовать дополнительный материал.
3. Составлять композиции.
4. Использовать технологические приемы в соответствии с темой, изделием.
5. Изготовливать сувениры, поделки из камней по образцу, по замыслу.
6. Находить, анализировать выбирать необходимую информацию из разных
источников ( книги, экскурсии, интернет, телепередачи)
7. Эстетически оформлять изделия.
8. Анализировать и оценивать выполненные работы.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса
«Живой камень»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в
общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой
деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы,
с точки зрения содержания и средств его выражения.
5. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете №20– кабинете изобразительного искусства.
Кабинет оборудован:
Компьютер учителя, лицензионное программное обеспечение;
Интерактивный программно-аппаратный комплекс -1;
Проектор -1;
Принтер -1;
Документ камера -1;
Сетевой фильтр;
Акустическая система для аудитории;
Парта школьная одноместная – 30;
Стулья ученические – 30;
Доска классная магнитная – 1;
Шкаф для хранения учебных пособий – 5;
Стол учительский-1;
Стул учительский-1;
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Наличие природного материала (камешки, песок, ракушки)
2. Инструменты и приспособления:
- напильник,
- молоток,
- шпатель,
- плоскогубцы,
- кисти,
-поднос.
3. Вспомогательный материал : проволока, кожаные шнуры, гвозди
декоративные, цемент, гипс, клей «Мастер», эпоксидный клей, пластика
(моделит), лак (прозрачный мебельный), скотч.
4. Наглядные пособия:
- Коллекция минералов;
- Коллекция полезных ископаемых 1-4 части.
Образовательные и информационные ресурсы

1. https://catalogmineralov.ru/
2. http://ugm.ursmu.ru/
3. http://stonecarving.ru/kamnereznoe-iskusstvo-urala-istoriya-s-prodoljeniem.html
4. https://vitalidrobishev.livejournal.com/6495035.html
5. https://dedpodaril.com/yuvelirka/kamni/uralskie-kamni.html
Кадровое обеспечение
Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляющему
реализацию программы
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует
состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого
детского объединения и принимает меры по сохранению контингента
обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает
педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения)
исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на
достижения в области методической, педагогической и психологической наук,
возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных
информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод
обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации
образовательных программ. Составляет планы и программы занятий,
обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся,
воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых
профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды
деятельности обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности,
осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том
числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение,
осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися,
воспитанниками актуальные события современности. Обеспечивает и
анализирует
достижения
обучающихся,
воспитанников.
Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта
творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные
технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей
деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым
обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим
отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в
массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических
советов, объединений, других формах методической работы, в работе по

проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их
заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение
правил охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников,
основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых
талантов; содержание учебной программы, методику и организацию
дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической,
туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности;
программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития
мастерства,
формирования
основных
составляющих
компетентности
(профессиональной,
коммуникативной,
информационной,
правовой);
современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного,
развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методы
убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями,
лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии
педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером
(текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без
предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительная
профессиональная подготовка по направлению, реализуемому программой, без
предъявления требований к стажу работы
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в
соответствии с Федеральным законом об образовании (часть 5 статья 46)
привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным
общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным
программам высшего образования по специальностям и направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную

аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной
программы
высшего
образования
направленности
дополнительной
общеобразовательной программы определяется указанными организациями (часть
4 статья 46 Федерального закона об образовании).
6. Оценочные материалы
6.1. Итоговая
аттестация по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе не проводится.
6.2. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация
предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному
графику.
6.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются
для определения результативности освоения программы. Призваны отражать
достижения цели и задач программы.
Используются дневники наблюдений, как форма фиксации результатов
обучения.
Результативность освоения программы оценивается по следующим
критериям:
- по степени владения теоретическим материалом, терминологией;
- по умению выполнять и читать рабочие чертежи моделей;
- по качеству выполнения всех этапов технологического процесса;
- по качеству выполнения изделий по образцу.
Кроме того, критериями оценки освоения программы является развитие
таких свойств личности учащегося как трудолюбие, усидчивость, аккуратность,
коллективизм, любознательность, способность ценить прекрасное и стремление
создавать своими руками.
Используются следующие методы:
- устные (опрос, беседа), практические (выполнение изделия),
- метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок,
анализ причины брака в работе и способы его устранения),
- дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся.
Форма предъявления результатов – выставки - представления творческих работ
учащихся.
Лучшие работы отбираются на городскую и областную выставки.
7. Методические материалы
- Гирпт С. Разноцветные поделки из природного материала /Пер.с нем.
А.П.Прокопьева. – 4е изд. – М.: Просвещение, 2005.
- Ляукина М.В. Камешки. – М.: Дрофа, 2005.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для
родителей и педагогов /Худ. М.В. Душин, В.Н.Куров. –М.: Просвещение, 1998.
- Перевертень Г.И. Поделки из ракушек. – М.: ООО «Издательство Астрель»,
2004.
- тематические папки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».