Березовское муниципальное автономное общеобразоательное учреждение «Лицей № 7» им. А.А. Лагуткина
ПРИНЯТА
На Педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор БМАОУ «Лицей № 7»
________ А.В.Молочкова
Приказ № 169/2-ОД от 02.09.2024 г.
Молочкова
Анна
Владимировна
2024.08.30
15:38:44 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная программа–
дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Умелые руки»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
г. Березовский, 2023 г.
1
Структура
1. Пояснительная записка.
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- цель и задачи программы;
- формы обучения и виды занятий.
2. Учебный план.
3. Содержание программы.
4. Планируемые результаты.
5. Организационно-педагогические условия программы.
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
6. Оценочные материалы.
7. Методические материалы.
Приложение
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Умелые руки» направлена на развитие художественноконструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество,
жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Нормативно – правовые основания разработки программы
Программа составлена в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области и БМАОУ «Лицей
№ 7»
Сведения о программе
Уровень сложности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые руки»: ознакомительный (возможность попробовать себя в разных видах деятельности, определиться с выбором, знакомство с
основными понятиями программы, развить любознательность, попробовать себя
в творческой реализации).
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, так как способствует развитию у обучающихся творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. В программу включен значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники. Вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика,
оригами, орнамент, коллаж, композиция). При изготовлении объектов труда используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и
нитки различного происхождения, материалы текстильного характера, кожа,
пластилин, соленое тесто, самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности,
проволока, так называемые «бросовые» материалы.
Дети овладевают начальными формами познавательных универсальных
учебных действий: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей, рассуждения и т.д. Кроме того постоянное знакомство с творчеством мастеров-прикладников через изучение литературы, демонстрацию фотографий, рисунков, изделий, посещение выставок – является неотъемлемой частью программы. Копирование орнаментов, зарисовка отдельных декоративных элементов из фотоальбомов, является вспомогательным
звеном в творческом поиске. Такая деятельность обогащает личность, доставляет
3
радость общения с настоящим искусством, а это, в свою очередь является мощной мотивацией к творчеству.
Новизна программы состоит в том, чтобы не дублировать программный
материал по технологии, а с помощью дополнительных занятий расширять и
углублять сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках.
Актуальность программы
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции
модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных
возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные: развивают интеллектуально-творческий потенциал
ребёнка, фантазию; навыки работы с подручными материалами; приучают детей
к терпению и упорству, умению доводить начатое дело до конца; формировать
стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника, дарить счастье творчества и позволяет каждому ребенку ощутить себя
мастером и творцом.
Отличительные особенности программы:
Занятия по данной программе позволяют детям научиться сразу нескольким
основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с синтетическим и бросовым материалом. При этом с каждым годом работа с данными материалами усложняется, т.е. работа построена по принципу от простого к сложному. Изучив, основные свойства материалов и освоив приемы выполнения изделий, учащиеся постепенно переходят к проектной деятельности. Также
программой предусмотрено многообразие операций в пределах одной и той же
техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом
обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани.
Она может быть плоской, объемной, контурной, она может выполнятся и из природного материала, кожи и так далее. Для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно
из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого
материала.
Данная программа имеет художественную направленность, является прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся, а также удовлетворение их
индивидуальных потребностей в художественно - эстетическом и духовно –
нравственном развитии средствами декоративно-прикладного искусства.
4
Адресат программы. Возрастной диапазон. Программа «Умелые руки»
разработана для детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет).
Объем и срок освоения программы. Срок обучения по программе 1 год.
Один год обучения - группа 1-2 классы– 52,5 ч. в год. Количество часов и
занятий в неделю - 1 раз в неделю по 1,5 академических часа. Продолжительность занятия 60 мин.
Один год обучения- группа продленного дня (1 классы) – 70 часов. Количество часов и занятий в неделю - 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Для обучения по программе принимаются все желающие без предварительного отбора на основании заявления родителей (законных представителей)
детей.
Целью программы «Умелые руки» является создание условий для развития у обучающихся изобразительной, художественно-конструкторской, творческой индивидуальности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:
Обучающие:
познакомить с приемами художественно-конструкторских технологий;
познакомить с приемами изобразительной деятельности;
познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно - прикладного творчества;
познакомить с различными материалами, инструментами и приспособлениями, и правилами их использования;
развивать умение использовать различные материалы в творческом замысле
формировать умения экспериментировать с материалами.
Развивающие:
способствовать развитию изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности;
способствовать развитию личностных качеств: самостоятельность, ответственность, активность, трудолюбие, аккуратность и др.;
способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности сенсорных способностей.
Воспитательные:
способствовать формированию чувства уверенности в своих силах, самостоятельности, аккуратности, трудолюбия;
способствовать формированию нравственных качеств (доброта, отзывчивость, забота, толерантность, ответственность).
Формы обучения и виды занятий
Данная программа реализуется в основном через индивидуально-групповую
форму работы, которая позволяет наглядно и доступно продемонстрировать приемы работы с различными материалами: природный материал (шишки, листья,
5
ветки и т.д.). Каждому учащемуся, дать теоретическую информацию по выполнению определенной операции.
Важную роль играет индивидуальное обучение, т.к. каждый человек индивидуален; его индивидуальность складывается из физического облика и направленности личности с учетом свойств нервной системы.
Учащемуся сообщается теоретический материал, глубоко мотивируется актуальность данной темы и демонстрируется наглядные пособия. В ходе обучения
применяются объяснительно-репродуктивный метод, метод беседы, частично
поисковый и проблемные методы.
Необходимое сырье для работы кружка запасается в летний период в ходе
поездок в лес. В нашем регионе это не составит большой проблемы.
Работа с природными материалами увлекательное, но довольно трудоемкое
занятие, поэтому теоретический и практический материалы должны довольно
органично сочетаться между собой, дети не должны уставать. «Сухая» теория
усваивается плохо, поэтому необходимо использовать в занятиях материалы по
истории декоративно-прикладного искусства, легенды, сказки, которые имеются
в народной культуре практически каждого этноса.
В ходе изготовления каких-либо поделок, следует обращать внимание на
развитие личности учеников в связи с этим необходим индивидуальный подход,
который заключается в предоставлении свободы выбора там, где это необходимо.
Необходимо учить заканчивать работу, работать долго, сознательно использовать разные материалы и приемы.
Несомненно, процесс обучения должен быть неотрывно связан с задачами
формирования у детей широкой художественной культуры. Этому служат экскурсии, поездки в музеи и на выставки.
Учебный план
Группа 1-2 классы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
часы
Тема
теория
Вводное занятие
Общие сведения о поделочных и природных материалах.
История декоративно-прикладного творчества.
Экскурсии на природу. Сбор ,обработка и хранение
материалов.
Работа с природным материалом
Аппликация из цветной бумаги, ниток.
Работа с тканью.
Работа с бумагой. Оригами.
Конструирование и моделирование.
Лепка
Работа с бросовым материалом.
Организация и проведение выставка.
Подведение итогов.
ИТОГО:
1
1,5
3
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
20,5
6
0,5
3
Общее
кол-во
часов
1,5
4,5
1,5
3
3
практика
3
4,5
7,5
1,5
3
6
1,5
32
4,5
6
9
3
4,5
7,5
3
1,5
1,5
52,5
Формы
контроля
Наблюдение,
опрос,
беседа,
творческий отчет,
выставка
Учебный план
Группы продлённого дня
часы
№
п/
п
1
.
2
.
3
.
4
.
5
.
6
.
7
.
8
.
9
.
1
0
.
1
1
.
1
2
.
1
3
.
Тема
теория
Общее
кол-во
часов
практика
Вводное занятие
1
1
2
Общие сведения о поделочных и природных материалах.
2
2
4
История декоративно-прикладного творчества.
2
Экскурсии на природу. Сбор ,обработка и хранение
материалов.
1
3
4
Работа с природным материалом
1
7
8
Аппликация из цветной бумаги, ниток.
1
6
7
Работа с тканью.
2
10
12
Работа с бумагой. Оригами.
1
4
5
Конструирование и моделирование.
1
5
6
Лепка
2
10
12
Работа с бросовым материалом.
1
3
4
Организация и проведение выставка.
2
2
Подведение итогов.
2
2
ИТОГО:
19
2
51
3. Содержание программы.
Группа 1-2 классы
Формы
контроля
Наблюдение,
опрос,
беседа,
творческий отчет,
выставка
70
Вводное занятие
На первом занятии выясняется, что ребята знают о декоративно-прикладном
творчестве (книги, стихи, загадки и т.д.). Ознакомление с планом и программой
кружка. Показываются образцы поделок из природного материала, ткани, бумаги.
Знакомство с материалами, инструментами для работы. Подробно познакомить с
правилами техники безопасности при работе с инструментом.
7
Общие сведения о материалах для изготовления поделок
Рассказ об общих свойствах материалах, их классификация.
Практическая работа: знакомство и определение поделочного материала из
коллекции.
История декоративно-прикладного творчества
Роль декоративно-прикладного творчества в истории человека. Уральские
умельцы, история поделок.
Экскурсия на природу. Сбор, обработка и хранение материала
Выбор маршрута. Обеспечение безопасности экскурсии, овладение необходимыми навыками нахождения в лесу, на открытой местности. Знакомство с задачами экологии. Охрана природы. Знакомство с условиями сбора и хранения.
Практическая работа: Сбор природного материала.
Работа с природным материалом
Подбор природного материала по форме, цвету, фактуре. Эскиз рисунка.
Подготовка основы для изделия. Демонстрация образцов.
Практическая работа: сборка аппликации из листьев и веточек, формирование
композиции из листьев.
Аппликация из цветной бумаги, ниток.
Декоративные картины и изделия в быту первобытных людей и современного
человека. Демонстрация образцов. Разработка эскиза. Прием – приклеивание
шерстяных ниток к основе и создание композиции из цветной бумаги. Подбор и
использование дополнительных материалов.
Практическая работа: выполнить декоративные композицию открытка «С днем
учителя», «карандашница». Изделия выполнить, применив прием приклеивания
шерстяной нити по форме предмета. Понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, красоты и практичности.
Работа с тканью.
Какие есть виды ткани? Предметы из ткани в интерьере. История возникновения
игрушек из ткани. Изучение образцов: игрушки и куклы-обереги из ткани, панно, аксессуары для одежды.
Практическая работа: выполнить куклу –оберег из ткани (по выбору 2-3 изделия).
Работа с бумагой. Оригами..
Познакомить учащихся с изделиями из бумаги. Проанализировать форму,
размер, цвет и.тд. Проанализировать технику выполнения изделий из бумаги.
Подобрать материал.
Практическая работа: выполнить поделку из бумаги «Птица», применив технику оригами.
8
Конструирование и моделирование
Познакомить учащихся с понятиями коллаж, конструкция и композиция. Проанализировать форму, размер, цвет и.тд. Проанализировать технику выполнения
изделий. Подобрать материал.
Практическая работа: выполнить коллаж из ваты и салфеток «Снеговик»,
«Снежинка», изготовить подсвечник из шишек (по выбору 2-3 изделия).
Лепка
История глиняных игрушек, поделок из соленого теста и пластилина. Коллективная работа. Учащиеся научатся соединять детали, закреплять их на основу.
Узнают способы крепления деталей между собой. Правила техники безопасности при работе с пластичными материалами. Подбор и использование дополнительных материалов. Демонстрация образцов работ из пластилина и соленого теста.
Практическая работа: выполнение поделок в виде птиц, животных, растений,
фигуры человека.
Работа с бросовым материалом.
Что такое бросовый материал? Что и как можно применить для изготовления декоративного изделия? Проанализировать форму, размер, цвет и.тд. Проанализировать технику выполнения изделий. Подобрать материал.
Практическая работа: выполнить изделие из пластиковых стаканчиков «Био
елка».
Организация и проведение выставки
Выбор места и времени проведения выставки. Отбор работ на городские
выставки. Оформление выставки.
Итоговое занятие. – 1,5 ч.
Анализ творческих работ и подведение итогов работы кружка за год.
Поощрение лучших учащихся. Рекомендации, перспективы по дальнейшей
работе кружка.
4. Содержание программы.
Группа продлённого дня
Вводное занятие
На первом занятии выясняется, что ребята знают о декоративно-прикладном
творчестве (книги, стихи, загадки и т.д.). Ознакомление с планом и программой
кружка. Показываются образцы поделок из природного материала, ткани, бумаги.
Знакомство с материалами, инструментами для работы. Подробно познакомить с
правилами техники безопасности при работе с инструментом.
Общие сведения о материалах для изготовления поделок
Рассказ об общих свойствах материалах, их классификация.
9
Практическая работа: знакомство и определение поделочного материала из
коллекции.
История декоративно-прикладного творчества.
Роль декоративно-прикладного творчества в истории человека. Уральские
умельцы, история поделок.
Экскурсия на природу. Сбор, обработка и хранение материала
Выбор маршрута. Обеспечение безопасности экскурсии, овладение необходимыми навыками нахождения в лесу, на открытой местности. Знакомство с задачами экологии. Охрана природы. Знакомство с условиями сбора и хранения.
Практическая работа: Сбор природного материала.
Работа с природным материалом
Подбор природного материала по форме, цвету, фактуре. Эскиз рисунка.
Подготовка основы для изделия. Демонстрация образцов.
Практическая работа: сборка аппликации из листьев и веточек, формирование
композиции из листьев.
Аппликация из цветной бумаги, ниток.
Декоративные картины и изделия в быту первобытных людей и современного
человека. Демонстрация образцов. Разработка эскиза. Прием – приклеивание
шерстяных ниток к основе и создание композиции из цветной бумаги. Подбор и
использование дополнительных материалов.
Практическая работа: выполнить декоративные композицию открытка «С днем
учителя», «карандашница». Изделия выполнить, применив прием приклеивания
шерстяной нити по форме предмета. Понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, красоты и практичности.
Работа с тканью.
Какие есть виды ткани? Предметы из ткани в интерьере. История возникновения
игрушек из ткани. Изучение образцов: игрушки и куклы-обереги из ткани, панно, аксессуары для одежды.
Практическая работа: выполнить куклу –оберег из ткани (по выбору 2-3 изделия).
Работа с бумагой. Оригами.
Познакомить учащихся с изделиями из бумаги. Проанализировать форму,
размер, цвет и.тд. Проанализировать технику выполнения изделий из бумаги.
Подобрать материал.
Практическая работа: выполнить поделку из бумаги «Птица», применив технику оригами.
Конструирование и моделирование
10
Познакомить учащихся с понятиями коллаж, конструкция и композиция. Проанализировать форму, размер, цвет и.тд. Проанализировать технику выполнения
изделий. Подобрать материал.
Практическая работа: выполнить коллаж из ваты и салфеток «Снеговик»,
«Снежинка», изготовить подсвечник из шишек (по выбору 2-3 изделия).
Лепка
История глиняных игрушек, поделок из соленого теста и пластилина. Коллективная работа. Учащиеся научатся соединять детали, закреплять их на основу.
Узнают способы крепления деталей между собой. Правила техники безопасности при работе с пластичными материалами. Подбор и использование дополнительных материалов. Демонстрация образцов работ из пластилина и соленого теста.
Практическая работа: выполнение поделок в виде птиц, животных, растений,
фигуры человека.
Работа с бросовым материалом..
Что такое бросовый материал? Что и как можно применить для изготовления декоративного изделия? Проанализировать форму, размер, цвет и.тд. Проанализировать технику выполнения изделий. Подобрать материал.
Практическая работа: выполнить изделие из пластиковых стаканчиков «Био
елка».
Организация и проведение выставки
Выбор места и времени проведения выставки. Отбор работ на городские
выставки. Оформление выставки.
Итоговое занятие.
Анализ творческих работ и подведение итогов работы кружка за год. Поощ рение лучших учащихся. Рекомендации, перспективы по дальнейшей работе
кружка.
4. Планируемые результаты
По итогам года реализации программы:
обучающийся должен знать:
- правила поведения в объединении;
- правила пользования и хранения инструментов, безопасность труда и личной
гигиены при работе с ними;
- виды бумаги, тканей и их свойства;
- названия материалов и инструментов, используемых при работе:
- иметь понятие об орнаменте, цвете, композиции;
- этапы работы над изделием;
- приемы соединения различных материалов;
- условные обозначения оригами, работа по схеме под руководством педагога;
- виды декоративно - прикладного искусства.
должен уметь:
11
- правильно пользоваться инструментами и материалами;
- правильно организовывать свое рабочее место, соблюдать на нем порядок в
процессе работы и после ее окончания;
. - изготовить поделку оригами по схеме под руководством педагога;
- выполнять аппликационные работы;
- работать по шаблонам;
- анализировать образец изделия по вопросам педагога;
- выполнять работу в нужной последовательности;
- выполнять простые стежки и швы;
По итогам года реализации программы:
обучающийся должен знать:
- названия и назначение инструментов и приспособлений, обозначенных в
программе;
- правила безопасности труда при работе с инструментами;
- знать историю развития декоративно - прикладного искусства;
- знать историю развития русского костюма;
- виды различных материалов для поделок:
а) виды тканей;
б) определение лицевой и изнаночной стороны тканей;
- способы перевода чертежей и выкроек;
- правила раскроя по лекалам и выкройкам;
- выполнение базовых форм оригами: способы соединения деталей изделия и
последовательность их соединения.
должен уметь:
- определять основные части поделок;
- анализировать под руководством педагога различные изделия, определять их
назначение, материалы из которых они изготовлены;
- работать с тонким картоном;
- различными способами соединять детали изделия;
- выполнять на основе базовых форм объемных фигурок под руководством
педагога;
- подбирать ткань по виду, цвету и назначению;
- крой изделия по лекалам, стачка, сметка изделия;
- овладеть навыками шитья;
- красочно оформлять свои поделки;
- овладеть навыками и умениями работы с различными материалами.
5. Организационно-педагогические условия программы.
Материально-техническое обеспечение
наличие светлого просторного помещения,
шкафы для хранения материалов,
для оформления выставок - стеллажи и стенды, рамки,
12
наглядные и методические пособия - образцы готовых изделий,
таблицы, схемы, технологические карты, презентации, карточки для
контроля знаний,
мультимедийная техника и компьютер (для демонстрации
презентаций),
материалы (бумага цветная, картон белый и цветной, гофрокартон,
бумажные салфетка, бисер, проволока, леска, клей ПВА, лак, краски
акварельные и гуашевые, пластилин, мука и соль, лоскуты ткани разных
цветов и разного качества, нитки для шитья, вышивания и плетения,
синтепон, фурнитура для изделий из бисера, «глазки», паетки и др.),
инструменты (ножницы, кисти, иголки, линейки, баночки для воды и
клея, тряпочки для вытирания рук и кистей, клеенки для столов,
дощечки для работы с пластилином и тестом и др.),
наглядные пособия: готовые изделия, схемы, фотографии, презентации,
книги, трафареты и шаблоны.
Информационное обеспечение
Печатные издания:
Для педагога
1. Гурская И.В. Радуга аппликации. – М.: Дрофа, 2007. – 212 с.
2. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Астрель, 2005. – 256 с.
3. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки
из бумаги и картона. М.:Астрель, 2008. – 214 с.
4. Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: Астрель, 2006. – 107 с.
5. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дрофа, 2008. – 156 с.
6. Симмонс К.К. Текстильная кукла. – М.: Дрофа, 2006. – 198 с.
7. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. - М.: Дрофа, 2006. – 150
с.
8. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. - М.: Дрофа, 2005 г.
9. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – М: Вентана-Граф, 2007. – 224
с.
10. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Дрофа, 2005. – 217 с.
11. Черныш И.И. Удивительная бумага. – М.: Астрель, 2000. – 160 с.
Для детей
1. . Афонькин С.,Е Афонькина Игрушки из бумаги. Лира, 2003.
4. Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: Просвещение, 1999.
5. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве - М.: Просвещение, 2001.
6. Гульянц Э. Л. Базин И.Я. Что можно сделать из природного материала. -М.:
Просвещение, 1987.
7. М. Э. Грин Шитье из лоскутков. - М.: Просвещение, 1981.
8. Азбука вязания на спицах. Центр Реал - И 1991.
9. Дорофеев Ю. Пушкин О. Русский Праздничный народный костюм М. Дрофа,
2000.
13
1 ГКонстантиновский М. Как ткани ткут и нити прядут. - М.: Просвещение,
1989.
12. Лежнева С.С. Булатова Сказка своими руками. М,: Просвезение, 1996.
И.Майорова Л. Игрушки - подушки. - М.: Просвещение, 1984
14.Майорова Л. Если только постараться. - М.: Просвещение, 1984
15. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. - М.: Астрель, 2007.
16.Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.:Дрофа, 1983.
17.Носова М. И. Ситцевый лоскуток. - М.: Дрофа, 2000.
18. Петрова М.И. Театр на столе- М.: Дрофа, 2008.
19.ПетроваМ.И. Волшебные полоски - М.: Астрель, 2008.
20.Перевертень Г.И. Поделки из веток. - М.: Астрель, 2002.
21.Перевертень Г.И. Поделки из орехов. - М.: Астрель, 2002.
22.Перевертень Г.И. Поделки из корней. - М.: Астрель, 2002.
23.0т простого к сложному. Кружок «Умелые руки». - М.:Просвещение, 1997.
Интернет-ресурсы
1. Мастер-классы для Вас. - http://masterclassy.ru
2. Страна Мастеров. - http://stranamasterov.ru
Кадровое обеспечение
Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляющему
реализацию программы.
Должностные обязанности. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной
программой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и
другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента
обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя
из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательных программ.
Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет
творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс
проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с
обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Обеспе14
чивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений,
других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической
и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает охрану
жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного
процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны
труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников,
основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства, формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии:
продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным
компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональ15
ная подготовка по направлению реализуемой программы без предъявления
требований к стажу работы.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в
соответствии с Федеральным законом об образовании (часть 5 статья 46)
привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным
общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным
программам высшего образования по специальностям и направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной
программы
высшего
образования
направленности
дополнительной
общеобразовательной программы определяется указанными организациями
(часть 4 статья 46 Федерального закона об образовании).
6. Оценочные материалы
Главным критерием оценки является качество изготовления изделия, аккуратность в исполнении, усидчивость, правильный выбор материалов и
инструментов. В ходе реалии программы проводятся контрольные тестирования,
самостоятельные работы, выполнение творческих заданий, выставки, конкурсы,
праздники, викторины, изготавливаются сувениры, подарки к праздникам. (приложение 1.)
Мониторинг результатов освоение программы.
1. Выставки, презентации
2. Коллективные проекты
3. Работа в парах, малых группах
4. Индивидуальные работы
5. Коллективные игры и праздники.
7. Методические материалы.
1. Перевертень Г.И. Поделки из шишек. – М.: Дрофа, 2005г.
2. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М.: Просвещение,
1999г.
3. Столяров Ю.С. Уроки Творчества. - М.: Просвещение, 1981г.
4. Зайцева А.А. Декупаж для начинающих: салфеточная техника/ Анна Зайцева. – Москва: Дрофа, 2014. -64с.
5.
Зайцева А.А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. –
М.: Дрофа, 2014. -64с.: ил.- (Серия «Мастер класс по бисеру» - 22 книги).
6. Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству. Торцевание – М.: Дрофа,
2010г.
7. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. – М.: Дрофа, 2008г.
8. Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. Изделия из древесины и природного материала. – М.: Дрофа, 2009г.
16
9.
Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. – М.: Дрофа, 2011г.
10. Носова Т. Подарки и игрушки своими руками. – М : Дрофа., 2008г.
11. Лукяненко Ю.Ю. Французская техника плетения. – М.: Дрофа, 2010г.
12. Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Астрель, 2011г.
13. Мешакина Л.В. Мозайка из яичной скорлупы. – М.: Астрель, 2011г.
14. Программа начального общего образования по труду. АСТ Астрель. Москва
2005.
15. Дидактический материал: журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы,
эскизы будущих изделий.
Интернет — ресурсы:
Библиотека методических материалов для учителя «Инфоурок»
http://infourok.ru/
Международный тематический портал «Непрерывная подготовка учителя
технологии» http://tehnologi.su/
Педагогический сайт Ершовых http://vvwvv.ershovsait.ru/node/
Сайт «Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/technics/paper.html
Сайт для учителей «Копилка уроков» http://kopilkaurokov.ru
Сайт для родителей, педагогов, воспитателей «Кладовая развлечений»
http://kladraz.ru/
Приложение 1.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Программа промежуточной аттестации
1 полугодие 1 года обучения
1. Какие виды бумаги и их свойства вы знаете?
2. Какие инструменты используются при работе с бумагой?
3. Какие материалы можно использовать при изготовлении новогодних игрушек?
4. Какие материалы можно использовать при изготовлении новогодних масок?
5. Что вы знаете об истории празднования Нового года?
6. Практическое задание: изготовление новогодней игрушки по выбору.
7. Техника безопасности при работе с бумагой.
17
2 полугодие 1 года обучения
1. Напишите, какие вы декоративно прикладного искусства вы знаете?
2. Выберете из перечисленных ниже промыслов три промысла народной
игрушки и подчеркните их: Хохлома, Дымково, Жостово, Филимоновка,
Гжель, Каргополь
3. Напишите, какие инструменты и материалы необходимы для работы:
с бумагой
с тканью
с картоном
с мехом
4.Какие материалы и приспособления использовали для работы в учебном
году?
5.Какие материалы использовали для изготовления поделок?
6.Какие правила кроя по шаблонам?
7.Расскажите (по выбору) о последовательности изготовления поделки из
бумаги, ткани, меха.
8.Какие особенности при работе с мехом?
9.Какие особенности при работе с тканью?
10.Какие виды соединения деталей используются при изготовлении поделки
из бумаги?
11.Какие виды швов используются при работе над игрушкой из ткани и
меха?
12.Практическое задание:
13. Выполнить поделку из любого вида материала по выбору.
Таблица 1. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной
программе
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Теоретические
знания (по
основным
разделам
учебнотематического
плана
программы)
Владение
Критерии
Степень
выраженности
оцениваемого
качества
Теоретическая подготовка ребенка:
Соответствие
– минимальный уровень (ретеоретических
бенок овладел менее чем ½
знаний ребенка
объема знаний,
программным
предусмотренных
требованиям
программой);
Осмысленность
– средний уровень (объем
и правильность
усвоенных знаний
использования
составляет более ½);
специальной
– максимальный уровень (ретерминологии
бенок освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период).
Минимальный уровень (ребе-
18
Возможное
количество
баллов
Методы
диагностики
1
Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.
5
10
1
Собеседование
специальной
терминологией
по тематике
программы
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
Творческие
навыки
(творческое
отношение к
делу и умение
воплотить его в
готовом родукте)
нок, как правило, избегает
употреблять пециальные
термины);
– средний уровень (ребенок
сочетает специальную
терминологию с
бытовой);
– максимальны й уровень
(специальные термины
Употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием).
Практическая подготовка ребенка:
Соответствие
– минимальный уровень (репрактических
бенок овладел менее чем ½
умений и
предусмотренных
навыков
умений и навыков);
программным
– средний уровень (объем
требованиям
усвоенных умений и
навыков составляет
более ½);
– максимальный уровень (ребенок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период);
Отсутствие
– минимальный уровень умезатруднений в
ний (ребенок
использовании
испытывает серьезные
специального
затруднения при
оборудования и
работе с оборудованием);
оснащения
– средний уровень (работает с
оборудованием с помощью
педагога);
– максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей);
Креативность в
– репродуктивн ый уровень
выполнении
(выполняет в
заданий
основном задания на
основе образца);
– частично творческий
уровень (выполняет
практические задания с
элементами творчества)
– творческий уровень (выполняет рактические
творческие задания).
5
10
1
Контрольное
задание
5
10
1
Контрольное
задание
5
10
1
Контрольное
задание
5
10
Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления
простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с
бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
19
В программу включены следующие разделы:
1. Работа с бумагой.
2. Работа с бросовым материалом.
3. Лепка.
4. Работа с тканью.
5. Работа с природным материалом.
6. Конструирование и моделирование.
7. Экскурсии.
Учебно-тематическое планирование кружка «Умелые ручки».
Класс: 1-2
Педагог-психолог: Даниловых Е.В.
Количество часов:
1-2 классы 35 часов в год, 1 час в неделю (60 минут)
ГПД (1 классы) 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Планирование составлено на основе программы:
Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и
художественный труд» под руководством Б. М. Неменского. Москва. «Просвещение» 2011.
20