Рабочая программа ВУД ООО Азбука медиации

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Лицей № 7» имени А.А.Лагуткина
ПРИНЯТА
Педагогический совет
Протокол № 1 от 28.08.2025

УТВЕРЖДЕНА
Директор БМАОУ «Лицей № 7»
_____________ Молочкова А.В.
Приказ № 131 от 28.08.2025 г.

Молочкова
Анна
Владимировна
2025.08.29
17:46:36 +05'00'
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
основного общего образования
«Азбука медиации»

Направление: социальное
Адресат программы: обучающиеся 8-9 классов
Срок реализации: 1 год

г. Березовский, 2025 г.

Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2. Содержание

курса

внеурочной

организации и видов деятельности.
3. Тематическое планирование.

деятельности

с

указанием

форм

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемая деятельность курса направлена на достижение результатов
освоения основной образовательной программы. Рабочая программа курса
внеурочной деятельности «Школьная медиация» закладывает основу
воспитания будущего поколения, опирающегося на гуманистические
ценности, гармоничное развитие, позитивное общественное взаимодействие.
Знакомит с основами медиации, способами урегулирования споров при
содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях
достижения ими взаимоприемлемого решения.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви
и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; формирование уважительного отношения
родному языку и литературе, культуре родного края;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов
деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
учащиеся научатся:
воспринимать,
слушать,
выполнять,
оперировать
объектами,
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
следование этическим нормам и правилам ведения диалога и
взаимодействия в социальном общении;
будут иметь адекватную самооценку, позитивно относиться к себе и своей
личности.
Познавательные:

учащиеся научатся:
использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и
обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и
результатов деятельности и поступков людей и др.);
цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания
ответственности;
повысят свой уровень социальной и конфликтной компетентности;
Коммуникативные:
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
Тема 1. Вводное занятие. Для чего нужна служба школьной медиации.
Упражнение «Знакомство». Согласование правил работы группы.
Упражнение «Моё имя: почему меня так назвали?». Что такое служба
школьной медиации . Упражнение «Змейка». (1 ч.)
Тема 2. Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия»
Определение «конфликт», «спор», «дискуссия». Стратегии поведения в
конфликтной ситуации. Игра «Мостик». Тест Томаса «Поведение в
конфликтной ситуации». (1 ч.)
Тема 3. Виды школьных конфликтов. Изучение правил ведения спора

Упражнение «Приветствие». Кто такие медиаторы? Упражнение «Общение в
парах из разных позиций». Упражнение «Выбрасывание пальцев». Принципы
медиации. Упражнение «Телеграмма». (1 ч.)
Тема 4. Изучение причин возникновения конфликта. Изучение видов
протекания конфликта.
Лекция. Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы».
Упражнения «Передерни веревочку», «Хвосты», «Наблюдательные
марсиане», «Покажи ситуацию». (1 ч.)
Тема 5. Изучение стадий протекания конфликта. Стратегии поведения в
конфликтной ситуации.
Лекция. Обсуждение видеофрагментов – стратегия поведения в конфликтных
ситуациях. Тесты конфликтности и тактика поведения в конфликте общении
(Методика Томаса-Килмена) (1 ч.)
Тема 6. Способы урегулирования конфликтов. Способы профилактики
конфликтов.
Изучение способов урегулирования конфликтов. Упражнения «Комплимент»,
«Я спешу». Ролевая игра «Контакты». Упражнение «Контакты». (2 ч.)
Тема 7. Агрессия: мотивы агрессивного поведения; способы снижения
агрессии в конфликте.
Беседа «Что такое агрессия. Причины агрессивного поведения». Упражнение
«Пишем синквейны» (1 ч.)
Тема 8. Осознание различных проявлений агрессии и умение проводить
ее мониторинг.
Диагностика агрессии.
Упражнение «Я – властелин своего тела».
Упражнение «Сигналы гнева». Знакомство с методами саморегуляции:
дыхательная гимнастика, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг. Беседа
«Как справиться с гневом». Упражнение «Лист гнева». Упражнение «Я
спокоен. Я сердит». Упражнение «Победить дракона». (2 ч.)
Тема 9. Отработка конструктивных способов управления собственной
агрессией и агрессией оппонентов.
Упражнение «Представь свое Имя». Обсуждение притчи «Безвредная змея»,
Упражнение «Разожми кулак». Упражнение «Лозунг против агрессии».
Упражнение «Выпусти пар». Упражнение «Подарок» (2 ч.)

Тема 10. Работа с гневом и злостью. Тренинг
Упражнение «Мой гнев». Групповая дискуссия «Путь гнева». Упражнение
«Мешочек криков». Упражнение «Рисуем гнев». Упражнение «Как я зол».
Упражнение «Выпусти джина» Упражнение «Рецепт агрессивности».
Упражнение «Гнев на сцене». Упражнение «Две собаки», Упражнение «Бокс».
Релаксация. (2 ч.)
Тема 11. Техника активного слушания.
Введение «Правила слушания». Упражнение «Восточный базар». Игра
«Глухой диалог», Упражнение «Цепочка». Видеоматериал «Приемы
активного слушания». Упражнение «Пойми меня». Рефлексия. (2 ч.)
Тема 12. Программа примирения. Этапы и задачи программы
примирения
Лекторий. Восстановительная медиация: принципы и цели. Позиция
медиатора. Как передать ответственность за нахождение решения сторонам
конфликта. Этапы работы с конфликтом в процессе восстановительной
медиации. Обсуждение вопросов. (1 ч.)
Тема 13. Как провести беседу с
Восстановительные технологии медиации.

участниками

конфликта?

Упражнение «Каруселька». Порядок работы ведущего в программе
восстановительной медиации. Упражнение «Общие рисунки». Этапы
восстановительной медиации. Ролевое обыгрывание ситуации. (2 ч.)
Тема 14. Компетенции медиатора на этапах примирительных программ.
Обсуждение вопросов : Как грамотно предложить медиацию. Вступительные
слова медиатора. Практикум «Предварительная встреча и передача
ответственности» с участниками конфликта. Работа в мини-группах,
демонстрация и общее обсуждение каждой мини-группы. (2 ч.)
Тема 15. Качества и навыки медиатора. Коммуникативные техники в
работе медиатора.
Упражнение «Построиться по…». Этический кодекс медиатора. Ролевое
обыгрывание ситуации. (2 ч.)
Тема 16. Отработка первого этапа – получение дела.
Беседа: Этапы и стадии медиации. Презентация. Что такое 1 этап в медиации.
Проигрывание ситуаций. (1 ч.)

Тема 17. Отработка второго этапа – предварительная встреча с
обидчиком и с потерпевшим.
Лекторий: Цели и задачи 2 этапа медиации. Просмотр видеофрагментов.
Обсуждение ситуаций. (1 ч.)
Тема 18. Отработка третьего этапа – примирительной встречи
конфликтующих сторон.
Лекция: Алгоритм проведения примирительной встречи. Этапы примирения.
Практикум «Примирительная встреча». Работа в мини-группах, демонстрация
и общее обсуждение результата. (1 ч.)
Тема 19. Обсуждение потребности обидчика на встрече. Обсуждение
потребности жертвы на встрече.
Потребности обидчика и потребности жертвы. Какие фразы нельзя
использовать. Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение
результата. (1 ч.)
Тема 20. Заключение примирительного договора.
Правила оформления примирительного договора (соглашения). Работа в
мини-группах, демонстрация и общее обсуждение результата. (1 ч.)
Тема 21. Заполнение документации по программам примирения
Работа с документацией. Согласие на участие в восстановительной программе.
Регистрационная карточка. Протокол по результатам встречи сторон.
Примирительный договор. (1 ч.)
Тема 22. Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся
«Мастерская общения»
Приветствие. Этюд «Смелые ребята». Игра «В темной норе». Комплекс «На
лесной поляне». Игра «Тень». Игра «Слепой и поводырь». Рефлексия
8. Расставание. (2 ч.)
Тема 23. Интерактивное занятие с элементами тренинга для учащихся
«Разноцветный мир эмоций»
Обсуждение видеофрагментов. Типичные ошибки обращения с эмоциями.
Упражнение «Война и мир». Дискуссия «эмоции правят мною или я ими?
Упражнение Польза и вред эмоций». Упражнение «Зато». Релаксация.
Упражнение «Хлопки». (2 ч.)
Тема 24. Итоговое занятие.

Упражнение «Футбол». Проектная мастерская: символика ШСМ, наши цели,
планы, направления, наша рекламная компания. Упражнение «таблица
самооценки». (1 ч.)
3. Тематическое планирование
Количество часов: 34 ч (1 час в неделю, 34 недели)
№
заняти
я

1
2
3
4

5

6-7

8

9-10

11-12
13-14

15-16
17
18-19

Тема

теория

Тема 1. Вводное занятие. Для чего нужна
служба школьной медиации.
Тема 2. Знакомство с понятиями
«конфликт», «спор», «дискуссия»
Тема 3. Виды школьных конфликтов.
Изучение правил ведения спора
Тема 4. Изучение причин возникновения
конфликта. Изучение видов протекания
конфликта.
Тема 5. Изучение стадий протекания
конфликта. Стратегии поведения в
конфликтной ситуации
Тема 6. Способы урегулирования
конфликтов. Способы профилактики
конфликтов
Тема 7. Агрессия: мотивы агрессивного
поведения; способы снижения агрессии в
конфликте
Тема
8.
Осознание
различных
проявлений
агрессии
и
умение
проводить ее мониторинг.
Тема 9. Работа с гневом и злостью.
Тренинг.
Тема 10. Отработка конструктивных
способов
управления
собственной
агрессией и агрессией оппонентов.
Тема 11. Техника активного слушания.
Тема 12. Программа примирения. Этапы
и задачи программы примирения
Тема
13. Как провести беседу с
участниками
конфликта?
Восстановительные
технологии
медиации

1

Кол-во
часов
практик
а

всего
1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

2

1

1

2

2

2

1
1

1

2
1

1

1

2

20-21
22-23

24
25

26

27

28
29
30-31

32-33

34

Тема 14. Компетенции медиатора на
этапах примирительных программ
Тема 15. Качества и навыки медиатора.
Коммуникативные техники в работе
медиатора
Тема 16. Отработка первого этапа –
получение дела
Тема 17. Отработка второго этапа –
предварительная встреча с обидчиком и
с потерпевшим
Тема 18. Отработка третьего этапа –
примирительной
встречи
конфликтующих сторон
Тема 19. Обсуждение потребности
обидчика на встрече. Обсуждение
потребности жертвы на встрече
Тема 20. Заключение примирительного
договора
Тема 21. Заполнение документации по
программам примирения
Тема 22. Интерактивное занятие с
элементами тренинга для учащихся
«Разноцветный мир эмоций»
Тема 23. Интерактивное занятие с
элементами тренинга для учащихся
«Мастерская общения»
Тема 24. Итоговое занятие.
Итого

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».