Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» имени А.А.Лагуткина ПРИНЯТА Педагогический совет Протокол № 1 от 30.08.2024 УТВЕРЖДЕНА Директор БМАОУ «Лицей № 7» _____________ Молочкова А.В. Приказ № 169/2 от 02.09.2024 г. Молочкова Анна Владимировна 2024.08.30 15:23:08 +05'00' Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор» Направление: духовно-нравственное Адресат программы: обучающиеся 5 класса Срок реализации: 1 год г. Березовский, 2023 г. Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 3. Тематическое планирование. 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. В результате прохождения обучения по программе курса внеурочной деятельности обучающиеся должны: - знать смысл основных изучаемых определений, терминов и понятий; - представлять основные положения Конституции Российской Федерации, свои гражданские права и обязанности, осознавать ответственность за совершение правонарушений; - иметь представление о роли права в жизни современного общества, о юридической силе различных источников права и механизме их действия; понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; - иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; - знать совокупность правил поведения в общеобразовательной организации, в общественных местах и использовать их, уважая права и свободы других граждан; - различать правомерное и неправомерное поведение, виды наказаний за совершение правонарушений. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. Вводное занятие. Тема 1: Общество и государство. Задачи занятия: - определить первичное представление обучающихся об обществе; - определить функции общества, взаимосвязи общества и правопорядка; - уточнить понимание основ образования государства и власти. Вводная часть. Групповое взаимодействие. Дискуссия «Что такое общество?» Содержательный блок: Теория общественного договора. История возникновения прав и обязанностей человека, живущего в обществе. Знакомство с целями и задачами программы, тематикой занятий. Интерактивный блок: Упражнение «Собери картину». Упражнение «Заключение контракта». Тематическое анкетирование. Предложения по работе с родителями: Ознакомление родителей с тематикой предлагаемой программы и возможными способами их участия в программе. Тема 2: Человек и гражданин. Задачи занятия: - уточнить значение понятия «человек»; - сформировать представления о волевом контроле поведения как основе законопослушного поведения; - объективировать представления о человеке как гражданине своей страны. Вводная часть. Групповое взаимодействие. Дискуссия «Чем отличается человек от животного?». Содержательный блок: Человек. Социум. Личность. Гражданин. Качества гражданина. Интерактивный блок: Упражнение «Я – гражданин». Предложения по работе с родителями: Организация родительского лектория на тему прав и обязанностей несовершеннолетних. Рассылка информационных материалов правовой направленности. Тема 3: Порядок и закон. Права человека и гражданина. Задачи занятия: - уточнить понимание различий между разными видами социальных норм; - определить основные права и обязанности человека и гражданина; - сформировать понимание справедливости как жизненной ценности. Вводная часть. Групповое взаимодействие. Дискуссия «Порядок и закон в жизни общества». Упражнение «Подчинение инструкциям». Содержательный блок: Правила. Мораль и моральные нормы. Права и обязанности человека. Конституция Российской Федерации. Справедливость. Реализация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Наказание. Вина. Умысел. Неосторожность. Интерактивный блок: Деловая игра «Доклад и дискуссия». Предложения по работе с родителями: Организация родительского лектория «Нравственные законы жизни». Рассылка информационных материалов правовой направленности. Тема 4: Семья. Ценности семьи. Задачи занятия: - уточнить знания о семье как социальном институте, признаках и функциях семьи, факторах и инструментах сплочения семьи и формирования семейной идентичности; - осуществить рефлексию и анализ собственной семейной ситуации с целью обнаружения индивидуального своеобразия как фактора формирования семейной идентичности. Вводная часть. Групповое взаимодействие. Упражнение «Семейный словарь». Дискуссия «Что такое семья». Содержательный блок: Семья как социальный институт. Семейные традиции и ценности. Интерактивный блок: Упражнение «Что такое семья для меня?». Дискуссия «Традиции и ценности». Упражнение «Традиции семьи. Семейные ценности». Предложения по работе с родителями: Участие родителей в общешкольном собрании «Обязанности родителей в воспитании несовершеннолетних детей». Участие родителей в общешкольных / классных мероприятиях на тему «Традиции моей семьи», «Моя родословная», спортивных праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья». Тема 5: Школа. Права и обязанности ученика. Задачи занятия: - оказать содействие формированию чувства принадлежности к школьной среде; - определить основные права и обязанности обучающегося; - способствовать развитию умений мирного разрешения конфликтов в образовательной среде. Вводная часть. Групповое взаимодействие. Дискуссия «Жизнь дома и в школе». Содержательный блок: Образование. Право ребенка на образование. Учебный процесс. Внеклассная работа. Права и ответственность обучающихся. Устав школы. Распорядок школьной жизни. Правила поведения в школе и классе. Школьная служба примирения. Интерактивный блок: Дискуссия «Обязанности и запреты». Упражнение «Разрешаем школьные конфликты». Предложения по работе с родителями: Знакомство родителей с процедурой школьной медиации (примирения). Встречи и беседы со школьным психологом на темы: «Детская агрессивность: причины и последствия», «Школьный буллинг: как быть?» и т.д. Тема 6: Эффективная коммуникация. Задачи занятия: - уточнить знания о конфликтах, причинах их возникновения, путях разрешения, приемах эффективной коммуникации; - способствовать формированию умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях. Вводная часть. Групповое взаимодействие. Упражнение «Матрица конфликта». Содержательный блок: Конфликт. Причины конфликтов. Пути выхода из конфликта. Приемы эффективного разрешения конфликтов. Интерактивный блок: Дискуссия «Формула конфликта». Упражнение «Причины конфликтов». Упражнение «Мы все разные, и это чудесно». Упражнение «Разреши ситуацию эффективно». Предложения по работе с родителями: Распространение в чатах родительских комитетов и групп информации о возможности получения родителями (законными представителями) правовой, психологической и консультативной помощи. Тема 7: Безопасность детства: в зоне особого внимания. Задачи занятия: - объективировать в сознании обучающихся понимание угроз, сопутствующих жизни и развитию современного подростка; - сформировать основы критичного отношения к событиям, способствующим вовлечению подростков в различные виды негативной социальной активности; - оказать содействие формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Вводная часть. Групповое взаимодействие. Дискуссия «Поговорим о привычках». Содержательный блок: Привычка. Вредные привычки. Безопасность. Зависимость. Рискованное поведение. Фейковая информация. Несанкционированные публичные мероприятия. Как не стать жертвой преступления. Беспечность. Противодействие манипуляциям. Интерактивный блок: Упражнение «Контрманипуляция». Сюжетно-ролевая игра «Я и незнакомец». Конкурс пиктограмм «Я и здоровый образ жизни». Предложения по работе с родителями: Участие родителей в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни (спортивные мероприятия, фестивали, конкурсы). Проведение родительского собрания по противодействию вовлечению несовершеннолетних в деструктивные организации, в несанкционированные публичные мероприятия, информирование о телефонах экстренных служб, детском телефоне доверия. Тема 8: Социальная активность, добровольчество (волонтерство). Задачи занятия: - уточнить знания о добровольчестве (волонтерстве) как о важнейшей общественной деятельности, о его специфике и формах; - способствовать повышению самооценки обучающихся, укреплению веры в свои силы; - осуществить рефлексию и анализ собственных желаний, способностей и возможностей применительно к добровольческой (волонтерской) деятельности. Вводная часть. Групповое взаимодействие. Дискуссия «Причины противоправного поведения и формы альтернативного поведения». Содержательный блок: Добровольчество (волонтерство). Цели добровольческой (волонтерской) работы. Направления деятельности. Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите. Интерактивный блок: Упражнение «Портрет идеального добровольца (волонтера)». Дискуссия «Зачем люди становятся добровольцами (волонтерами)?». Упражнение «Я вижу тебя таким». Упражнение «Человек с такими качествами может…». Упражнение «Благодарю тебя за…». Предложения по работе с родителями: Информирование родителей о социально значимых проектах (мероприятиях), реализуемых в образовательной организации, и приглашение родителей к участию. Итоговое занятие. Защита социально значимых проектов. Подведение итогов программы. 3.Тематическое планирование Количество часов: 34 ч (1 час в неделю, 34 недели) № Тема Кол-во занят часов теория практик ия Вводное занятие. Тема 1: Общество и государство. Тема 2: Человек и гражданин. Тема 3: Порядок и закон. Права человека и гражданина. Тема 4: Семья. Ценности семьи. Тема 5: Школа. Права и обязанности ученика. Тема 6: Эффективная коммуникация. Тема 7: Безопасность детства: в зоне особого внимания. Тема 8: Социальная активность, добровольчество (волонтерство). Итоговое занятие. Итого Всего 3 а 1 3 3 1 1 4 4 3 3 1 1 4 4 3 3 1 1 4 4 3 1 4 2 2 34 4