Рабочая_программа_ВУД_ООО_Быть_гражданином

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7» имени А.А.Лагуткина
ПРИНЯТА
Педагогический совет
Протокол № 1 от 30.08.2024

УТВЕРЖДЕНА
Директор БМАОУ «Лицей № 7»
_____________ Молочкова А.В.
Приказ № 169/2 от 02.09.2024 г.

Молочкова
Анна
Владимировна
2024.08.30
15:23:08 +05'00'

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
основного общего образования
«Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор»

Направление: духовно-нравственное
Адресат программы: обучающиеся 5 класса
Срок реализации: 1 год

г. Березовский, 2023 г.

Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности.
3. Тематическое планирование.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате прохождения обучения по программе курса внеурочной
деятельности обучающиеся должны:
- знать смысл основных изучаемых определений, терминов и понятий;
- представлять основные положения Конституции Российской Федерации, свои
гражданские права и обязанности, осознавать ответственность за совершение
правонарушений;
- иметь представление о роли права в жизни современного общества, о
юридической силе различных источников права и механизме их действия; понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы
социализации личности, место и роль человека в системе общественных
отношений;
- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу
безопасности личности;
- знать совокупность правил поведения в общеобразовательной организации, в
общественных местах и использовать их, уважая права и свободы других
граждан;
- различать правомерное и неправомерное поведение, виды наказаний за
совершение правонарушений.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
Вводное занятие. Тема 1: Общество и государство.
Задачи занятия:
- определить первичное представление обучающихся об обществе;
- определить функции общества, взаимосвязи общества и правопорядка;
- уточнить понимание основ образования государства и власти.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Что такое общество?»
Содержательный блок:
Теория общественного договора. История возникновения прав и обязанностей
человека, живущего в обществе. Знакомство с целями и задачами программы,
тематикой занятий.
Интерактивный блок:
Упражнение «Собери картину». Упражнение «Заключение контракта».
Тематическое анкетирование.
Предложения по работе с родителями:
Ознакомление родителей с тематикой предлагаемой программы
и возможными способами их участия в программе.
Тема 2: Человек и гражданин.
Задачи занятия:
- уточнить значение понятия «человек»;
- сформировать представления о волевом контроле поведения как основе
законопослушного поведения;

- объективировать представления о человеке как гражданине своей страны.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Чем отличается человек от животного?».
Содержательный блок:
Человек. Социум. Личность. Гражданин. Качества гражданина.
Интерактивный блок:
Упражнение «Я – гражданин».
Предложения по работе с родителями:
Организация родительского лектория на тему прав и обязанностей
несовершеннолетних.
Рассылка информационных материалов правовой направленности.
Тема 3: Порядок и закон. Права человека и гражданина.
Задачи занятия:
- уточнить понимание различий между разными видами социальных норм;
- определить основные права и обязанности человека и гражданина;
- сформировать понимание справедливости как жизненной ценности.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Порядок и закон в жизни общества». Упражнение «Подчинение
инструкциям».
Содержательный блок:
Правила. Мораль и моральные нормы. Права и обязанности человека.
Конституция Российской Федерации. Справедливость.
Реализация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Наказание. Вина. Умысел. Неосторожность.
Интерактивный блок:
Деловая игра «Доклад и дискуссия».
Предложения по работе с родителями:
Организация родительского лектория «Нравственные законы жизни».
Рассылка информационных материалов правовой направленности.
Тема 4: Семья. Ценности семьи.
Задачи занятия:
- уточнить знания о семье как социальном институте, признаках и функциях
семьи, факторах и инструментах сплочения семьи и формирования семейной
идентичности;
- осуществить рефлексию и анализ собственной семейной ситуации с целью
обнаружения индивидуального своеобразия как фактора формирования
семейной
идентичности.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Упражнение «Семейный словарь». Дискуссия «Что такое семья».
Содержательный блок:
Семья как социальный институт. Семейные традиции и ценности.
Интерактивный блок:
Упражнение «Что такое семья для меня?». Дискуссия «Традиции и ценности».
Упражнение «Традиции семьи. Семейные ценности».

Предложения по работе с родителями:
Участие родителей в общешкольном собрании «Обязанности родителей в
воспитании несовершеннолетних детей».
Участие родителей в общешкольных / классных мероприятиях на тему
«Традиции моей семьи», «Моя родословная», спортивных праздниках «Папа,
мама, я – спортивная семья».
Тема 5: Школа. Права и обязанности ученика.
Задачи занятия:
- оказать содействие формированию чувства принадлежности к школьной
среде;
- определить основные права и обязанности обучающегося;
- способствовать развитию умений мирного разрешения конфликтов
в образовательной среде.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Жизнь дома и в школе».
Содержательный блок:
Образование. Право ребенка на образование. Учебный процесс. Внеклассная
работа. Права и ответственность обучающихся. Устав школы. Распорядок
школьной
жизни.
Правила поведения в школе и классе. Школьная служба примирения.
Интерактивный блок:
Дискуссия «Обязанности и запреты». Упражнение «Разрешаем школьные
конфликты».
Предложения по работе с родителями:
Знакомство родителей с процедурой школьной медиации (примирения).
Встречи и беседы со школьным психологом на темы: «Детская агрессивность:
причины и последствия», «Школьный буллинг: как быть?» и т.д.
Тема 6: Эффективная коммуникация.
Задачи занятия:
- уточнить знания о конфликтах, причинах их возникновения, путях
разрешения, приемах эффективной коммуникации;
- способствовать формированию умений эффективного поведения
в конфликтных ситуациях.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Упражнение «Матрица конфликта».
Содержательный блок:
Конфликт. Причины конфликтов. Пути выхода из конфликта. Приемы
эффективного разрешения конфликтов.
Интерактивный блок:
Дискуссия «Формула конфликта». Упражнение «Причины конфликтов».
Упражнение «Мы все разные, и это чудесно». Упражнение «Разреши ситуацию
эффективно».
Предложения по работе с родителями:
Распространение в чатах родительских комитетов и групп информации

о возможности получения родителями (законными представителями) правовой,
психологической и консультативной помощи.
Тема 7: Безопасность детства: в зоне особого внимания.
Задачи занятия:
- объективировать в сознании обучающихся понимание угроз, сопутствующих
жизни и развитию современного подростка;
- сформировать основы критичного отношения к событиям, способствующим
вовлечению подростков в различные виды негативной социальной активности;
- оказать содействие формированию здорового и безопасного образа жизни
обучающихся.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Поговорим о привычках».
Содержательный блок:
Привычка. Вредные привычки. Безопасность. Зависимость. Рискованное
поведение.
Фейковая информация. Несанкционированные публичные мероприятия.
Как не стать жертвой преступления. Беспечность. Противодействие
манипуляциям.
Интерактивный блок:
Упражнение «Контрманипуляция». Сюжетно-ролевая игра «Я и незнакомец».
Конкурс пиктограмм «Я и здоровый образ жизни».
Предложения по работе с родителями:
Участие родителей в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни
(спортивные мероприятия, фестивали, конкурсы).
Проведение родительского собрания по противодействию вовлечению
несовершеннолетних в деструктивные организации, в несанкционированные
публичные мероприятия, информирование о телефонах экстренных служб,
детском телефоне доверия.
Тема 8: Социальная активность, добровольчество (волонтерство).
Задачи занятия:
- уточнить знания о добровольчестве (волонтерстве) как о важнейшей
общественной деятельности, о его специфике и формах;
- способствовать повышению самооценки обучающихся, укреплению веры в
свои силы;
- осуществить рефлексию и анализ собственных желаний, способностей и
возможностей применительно к добровольческой (волонтерской) деятельности.
Вводная часть. Групповое взаимодействие.
Дискуссия «Причины противоправного поведения и формы альтернативного
поведения».
Содержательный блок:
Добровольчество (волонтерство). Цели добровольческой (волонтерской)
работы. Направления деятельности. Категории граждан, нуждающихся в
социальной поддержке и защите.
Интерактивный блок:
Упражнение «Портрет идеального добровольца (волонтера)».

Дискуссия «Зачем люди становятся добровольцами (волонтерами)?».
Упражнение «Я вижу тебя таким». Упражнение «Человек с такими качествами
может…». Упражнение «Благодарю тебя за…».
Предложения по работе с родителями:
Информирование родителей о социально значимых проектах (мероприятиях),
реализуемых в образовательной организации, и приглашение родителей к
участию.
Итоговое занятие.
Защита социально значимых проектов. Подведение итогов программы.

3.Тематическое планирование
Количество часов: 34 ч (1 час в неделю, 34 недели)
№
Тема
Кол-во
занят
часов
теория практик
ия
Вводное занятие.
Тема 1: Общество и государство.
Тема 2: Человек и гражданин.
Тема 3: Порядок и закон. Права
человека и гражданина.
Тема 4: Семья. Ценности семьи.
Тема 5: Школа. Права и обязанности
ученика.
Тема 6: Эффективная коммуникация.
Тема 7: Безопасность детства: в зоне
особого внимания.
Тема 8: Социальная активность,
добровольчество (волонтерство).
Итоговое занятие.
Итого

Всего

3

а
1

3
3

1
1

4
4

3
3

1
1

4
4

3
3

1
1

4
4

3

1

4

2

2
34

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».