Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 7» имени А.А.Лагуткина ПРИНЯТА Педагогический совет Протокол № 1 от 30.08.2024 Молочкова Анна Владимировна 2024.08.30 15:44:38 +05'00' УТВЕРЖДЕНА Директор БМАОУ «Лицей № 7» _____________ Молочкова А.В. Приказ № 169/2 от 02.09.2024 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Основы проектной деятельности» Направление: общеинтеллектуальное Адресат программы: обучающиеся 5-9 классов Срок реализации: 5 лет г. Березовский, 2023 г. Структура программы 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 3. Тематическое планирование. 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы курса: -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: -сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. -сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; -сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; -сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 5 класс № Раздел Кол- Основные характеристики во деятельности учащихся часов 1 2 Введение Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. 2. Информация 3 Реферат работа как 10 научная 22 Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Знакомятся со способами получения и переработки информации, видами источников информации. Учатся использовать каталоги и поисковые программы, составлять план информационного текста, формулировать пункты плана, как создать проект. Знакомятся с понятиями: Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата.. Практическая работа Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Выбор тематики исследования. Планирование общего хода исследования. Начало разработки тематики. Знакомятся с понятиями: список литературы. Правила оформления литературных источников. 6 класс № Раздел Кол- Основные характеристики во деятельности учащихся часов 1 1 Введение Знакомятся с понятиями: Образование, 2. Типы и характеристика 9 проектов 3 Формулирование цели и 2 задач Учимся вопросы задавать 2 Как работать вместе 12 Подготовка к публичной 6 защите проекта Защита проекта 3 Экспертиза деятельности 1 научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Знакомятся с понятием проект, основными типами проектов, характеризуют основные типы проектов Знакомятся с понятиями: Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата.. Практическая работа Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Выбор тематики исследования. Планирование общего хода исследования. Знакомятся с основными типами вопросов, учатся задавать вопросы и отвечать на них Учатся работать над проектами в парах и группах Устраняют последние недочеты в проектной работе, репетируют выступление Защищают подготовленные проекты Дают оценку проделанной работы за весь год, анализирует свое выступление и выступление других на защите проектов 7 класс № Раздел Кол- Основные характеристики во деятельности учащихся часов 1 Введение 1 2 Информация 3 Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. 3 Исследовательская работа 20 Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. 4 Публичное выступление 6 5 Итоговая конференция 2 Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Практическая работа Подготовка авторского доклада. Защищают работу. Участвуют в коллективной оценке результатов. 6 Экспертиза деятельности 2 Оценка результатов. 8 класс Раздел Кол- Основные характеристики во деятельности учащихся часов 1 Введение 3 2 Оценка 8 3 Результаты контроля 10 Знакомятся с результатами контроля, пытаются сделать выводы по результатам контроля 4 Критерии оценивания 8 5 Оценивание 3 Разрабатывают критерии оценивания проектов и исследовательских работ, пытаются оценить свои работы и работы других Производят самооценку и взаимооценку работ и выступлений 6 Подведение итогов 2 № Знакомятся с понятиями: Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Знакомятся с понятием оценка, с основными видами оценок Делают выводы об оцениванивании работ, выявляют типичные ошибки при оценивании 9 класс № Раздел Кол- Основные характеристики во деятельности учащихся часов 1 1 Введение Знакомятся с понятиями: образование 2 Информация как 2 3 Реферат работа 8 Проекты 9 Подготовка к публичной защите проекта 16 Защита проекта научная 5 5 как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Практические работы:Этапов проектов. Вспоминают понятия: Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Подготавливают проекты Подготавливаю речь для выступления на защите проектов, репетируют, производят самооценку 5 Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. 17 Экспертиза деятельности 2 Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу);Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Работа с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование. Работа над введением научного исследования. 18 Исследовательская работа 10 Подготавливаю работу 19 Публичное выступление 2 Подготовка выступления на конференции, репетиция выступления, самооценка и взаимооценка. 20 Итоговая конференция 1 Выступление на конференции 21 Экспертиза деятельности 1 исследовательскую Подводят итоги своей деятельности 3. Тематическое планирование Класс: 5 Количество часов: 34 ч (1 час в неделю, 34 недели) № Тема Количество часов всего 1 2 Введение Основные понятия и методы проектной деятельности. Образование, научное познание, научная деятельность. Информация теория 2 1 1 1 1 1 1 1 1 практика 10 3 4 5 6 7 Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Использование каталогов и поисковых программ 1 1 1 1 1 8 Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Занятие в библиотеке: «Правила работы в 1 1 1 библиографическом отделе». Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. 11 Рецензия, отзыв. 12 Как создать проект. Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения. Реферат как научная работа 9 10 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 28 30 31 32 33 34 Реферирование Реферат, его виды Библиографические рефераты Реферативный журнал Научно-популярные рефераты Учебный реферат Реферат Тема реферата Цель реферата Задачи реферата Актуальность темы Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы. Структура учебного реферата. Планирование. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта Этапы работы. Проблема предмет и объект Предмет и объект Критерии оценки. Правила оформления литературных источников. Реферат Реферат как научная работа Класс: 6 Количество часов: 34 ч (1 час в неделю, 34 недели) № Тема 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 1 1 1 1 24 1 10 Количество часов всего теория практика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Введение Роль науки в развитии общества. Типы и характеристика проектов 1 1 1 9 Основные признаки проектов. Исследовательские проекты Бизнес-проекты. Игровые проекты. Творческие проекты Составление игровых проектов. Составление творческих проектов Составление исследовательских проектов Составление исследовательских проектов Формулирование цели и задач 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Формулировка цели и конкретных задач Формулирование цели и определение задач своей проектно-исследовательской работы Учимся задавать вопросы Репродуктивные вопросы. Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы Как работать вместе Подготовка проектов Что такое команда. Правила групповой работы Воспитание культуры проектной деятельности Воспитание чувства ответственности за принимаемое решение. Установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе. Формирование компетентности в сфере социальной деятельности Формирование коммуникативной компетентности Подготовка проекта Подготовка проекта Подготовка проекта Подготовка проекта Подготовка к публичной защите проекта Основные виды проектной деятельности Основные виды презентации итогов проектной 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 деятельности 29 Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы. 30-31 Систематизация, обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы Защита проекта 32-33 Защита проекта Экспертиза деятельности 34 Подведение итогов 1 2 2 2 2 1 1 34 Класс: 7 Количество часов: 34 ч (1 час в неделю, 34 недели) № 1 Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Способы получения и переработки информации. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв. Исследовательская работа Структура исследовательской работы Критерии оценки Этапы исследовательской работы. Введение Работа над введением научного исследования. Работа над введением научного исследования. Формулировка цели Составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы 19 1 15 Количество часов всего Введение Научное исследование как особый вид познавательной деятельности Информация 2 теория практика 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 Отбор фактического материала. 1 Основная часть 1 Работа над основной частью 1 Работа над основной частью 1 Работа над основной частью 1 Методы исследования 1 Методы исследования 1 Результаты опытно-экспериментальной работы 1 Компьютерная презентация 1 Создание компьютерной презентации. 1 Отзыв 1 Рецензия 6 Публичное выступление 1 Как знаменитые люди готовились к выступлениям. 1 Публичное выступление на трибуне и личность. 1 Главные предпосылки успеха публичного выступления 1 Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление. 1 Подготовка авторского доклада 1 Подготовка авторского доклада 2 Итоговая конференция 1 Публичное выступление 1 Публичное выступление 1 Экспертиза деятельности 1 Конструктивный анализ выполненной работы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Класс: 8 Количество часов: 68 ч (1 час в неделю, 34 недели) № Тема Количество часов всего 1 2 3 Введение Основные понятия и методы проектной деятельности.познавательной деятельности Основные понятия и методы исследовательской деятельности. Что значит оценить Оценка 20 1 14 8 теория 3 1 1 1 1 1 1 практика 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Что оценивать, а за что ставить отметки? Оценка результата. Отметка. Продуктивная задача. Самооценка. Алгоритм самооценки. Цель работы. Результат работы. Ошибка. Самостоятельность Результаты контроля Как фиксировать результаты контроля? Применение алгоритма самооценки Учебная задача. Умение. Усреднённая отметка. Классный журнал. Дневник школьника. Устный ответ. Письменная работа Требования к результату. Предметные умения. Универсальные учебные действия. Продуктивные и репродуктивные задания. «Портфель достижений» (портфолио). Самооценка. Взаимооценка Критерии оценивания По каким критериям оценивать? Уровни успешности. Уровни успешности. По каким критериям оценивать проекты. По каким критериям оценивать проекты. Критерии исследовательской работы Критерии исследовательской работы Оценивание Оценивание проектов Оценивание и исследовательских работ Оценивание и исследовательских работ Оценивание и исследовательских работ Оценивание и исследовательских работ Подведение итогов Как прошла защита. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 21 10 8 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 13 Класс: 9 Количество часов: 68 ч (1 час в неделю, 34 недели) № Тема Количество часов всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Введение Выбор образовательного пути Информация Виды источников информации Этапы проектов Реферат как научная работа Реферирование. Реферат, его виды Формулирование цели и определение задач своей работы Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта Научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Проекты Выбор темы Зачем проект? Подготовка проекта. Составление игровых проектов. Составление творческих проектов Подготовка к публичной защите проекта Основные виды презентации итогов проектной деятельности Основные виды презентации итогов проектной деятельности Систематизация Обработка информации в электронном виде по своей теме проектной работы. Защита проекта Защита проекта Защита проекта Экспертиза деятельности Подведение итогов Конструктивный анализ выполненной работы. 1 теория 1 1 1 1 1 1 1 1 практика 2 1 5 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 10 Исследовательская работа 1 22 Структура исследовательской работы, критерии оценки. 1 23 Работа над введением научного исследования. 1 24 Формулировка цели 1 25 Основная часть 1 26 Методы исследования 1 27 Методы исследования 1 28 Результаты опытно-экспериментальной работы 1 29 Компьютерная презентация 1 30 Отзыв. 1 31 Рецензия. 1 Публичное выступление 1 32 Подготовка публичного выступления Итоговая конференция Экспертиза деятельности 2 2 33-34 Публичное выступление Подведение итогов 70 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 2 52