Дополнительная_общеобразовательная_дополнительная_общеразвивающая программа Школьный музей

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7» им.А.А.Лагуткина
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
протокол № 1 от « 30 » августа
2024г.

УТВЕРЖДЕНА
Директор БМАОУ «Лицей №7»
_________Молочкова А.В.
Приказ № 169/2-ОД от 02.09.2024 г.

Молочкова
Анна
Владимировна
2024.08.30
10:56:56 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Школьный музей»

Возраст учащихся: 11-16 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель программы
руководитель школьного музея
Архипова Лидия Ивановна

г. Березовский, 2024

Структура
1. Пояснительная

записка .................................................................................... 3

1.1. Нормативно-правовые основания разработки программы.…………….3
1.2. Сведения о программе ................................................................................. 3
1.3. Характеристика программы(актуальность) ............................................... 4
1.4. Адресат .......................................................................................................... 6
1.5. Срок реализации ........................................................................................... 6
1.6. Объем учебного времени, предуссмотренный учебным планом ............ 6
1.7. Режим занятий…………………………………………………………..…6
1.8. Цель и задачи программы………………………………………………...6
1.9. Формы обучения и виды занятий…………………………………………7
1.10. Требования к уровню подготовки обучающихся………………………8
1.11. Принципы работы школьного музея…………………………………...10
2. Учебный план .............................................................................................. ..11
3. Содержание программы……………………………………………………14
4. Планируемые результаты……………………………………………….…16
5. Организационно-педагогические условия программы…………….……19.
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое
6. Оценочные материалы .................................................................................. 23
7. Методические материалы ............................................................................. 28

2

1. Пояснительная записка
Краеведение, как наука, охватывает изучение родного края, его истории,
культуры, природы и традиций. В условиях современного общества, где
глобализация и стандартизация становятся все более заметными, важно
сохранять и развивать интерес к местной культуре и истории. Дополнительная
общеобразовательная–дополнительная

общеразвивающая

программа

«Школьный музей» направлена на формирование у учащихся осознанного
отношения к своему региону, его наследию и культуре, что является особенно
актуальным в свете наблюдаемого снижения уровня знаний о родном крае
среди молодежи. Важно отметить, что недостаток интереса к истории и
культуре своего региона может привести к утрате уникальных традиций и
ценностей, что в свою очередь негативно сказывается на идентичности и
самосознании подрастающего поколения.
1.1.

Нормативно-правовые основания разработки программы

Программа составлена в соответствии с действующими нормативноправовыми актами Российской Федерации, Свердловской области и БМАОУ
«Лицей № 7».
1.2. Сведения о программе
Обучаясь

по

данной

программе,

воспитанники

могут

приобрести как первоначальные, основные, так и углубленные знания и
умения по проектной и исследовательской деятельности, навыки
коллективной и самостоятельной работы в соответствии с их
образовательными потребностями и возможностями. Познакомятся с
экспозициями музея, с основами музейного дела, документоведением.
Научатся составлять и проводить экскурсии в школьном музее. Изучат
историю родного города, лицея. В ходе реализации программы
используются

технологии

проектного

обучения,

интерактивных

технологий, личностно-ориентированного подхода. ИКТ-технологии

3

позволяют учащимся осуществлять поисковую и исследовательскую
работу и проводить виртуальные экскурсии.

1.3. Характеристика программы (значимость)
Дополнительная общеобразовательная–дополнительная общеразвивающая
программа «Школьный музей» организована с ориентиром на формирование
активной

гражданской

позиции

и

воспитание

патриотизма

среди

обучающихся. Данная программа направлена на изучение исторического и
культурного наследия родного края, что является важным аспектом в
воспитании молодежи.
Актуальность программы заключается в том, что обучающиеся имеют
низкий уровень знаний о родном крае и его культуре, недостаток интереса к
истории. Одним из направлений патриотического воспитания школьников
является изучение истории родного края. Существует несколько вариантов ее
изучения.

Наиболее

эффективным

можно

назвать

организацию

исследовательской деятельности учащихся через реализацию программы
кружка «Школьный музей»
с последующим использованием собранных материалов на уроках истории.
Исследования учеников и метод проектов актуализировались в условиях
современной России, что еще раз доказывает их универсальность и наличие
большого воспитательного и образовательного потенциала. Поисковоисследовательская деятельность по изучению прошлого своего города, своей
семьи позволяет ребенку осознать свою сопричастность к истории страны.
Собранные в ходе работы материалы способствуют развитию исторического
мышления учащихся. У них складывается целостная картина восприятия
исторического прошлого: от истории малой родины к истории края, от
истории

края

к

истории

России.

Активизировать

познавательную

деятельность учащихся и развивать их творческие способности возможно
только при условии наличия устойчивой мотивации к изучению истории.
4

Наиболее эффективным в патриотическом воспитании учащихся является
вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность по изучению
истории большой и Малой Родины. В ходе этой работы ребята реально
переживают чувства привязанности к своей земле, совершают походы по
памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими
боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе способствует
формированию у ребят гражданских качеств. Программа актуальна для
формирования интереса у молодежи к истории своего края и развития
исследовательских навыков, что в свою очередь повышает уровень
патриотизма и гражданской ответственности.
Актуальность программы «Школьный музей» также заключается в том,
что она нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015
г. № 996-р г., направленных на формирование гармоничной личности,
ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой
родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре,
традициям людей, которые живут рядом. Обучение по данной программе
способствует личностному саморазвитию, адаптации воспитанников к
постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к
самостоятельной жизни в современном мире, а также профессиональному
самоопределению.
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация
федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» в рамках национального проекта
«Образование». Проект, основная цель которого - воспитание
гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения
к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему
патриотического

воспитания,

предусматривает

усиление

5

воспитательной компоненты в учебной и учебно-методической
литературе, на уроках и во внеучебной деятельности.
1.4. Адресат программы – программа «Школьный музей» рассчитана на
детей 11-16 лет (обучающихся 5-9 классов).
1.5. Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения. Общее
количество учебных часов – 136 ч за 2 года; 1 год обучения – 68 ч, 2 год
обучения – 68 ч.
1.6. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
Количество часов и занятий в неделю:
1 год обучения - 2 раза в неделю 3 академических часа;
2 год обучения –2 раза в неделю 3 академических часа.
Продолжительность занятия 60 мин.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса - обучение проходит в
форме групповых занятий, состав группы – постоянный. Наполняемость
группы –
10-15 человек.
1.7. Режим занятий.
Вторник, пятница – 15.00-16.00
Дополнительная образовательная программа реализуется в течение всего
календарного года, не включая каникулярное время.
1.8. Цель и задачи программы.
Основной целью программы «Школьный музей» является создание
условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся
посредством музейной деятельности; формирование социальной активности
учащихся,

развитие

коммуникативных

компетенций,

навыков

исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей
детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного
отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

6

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности
за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости
за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и
настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого
образовательного пространства, призван быть координатором военнопатриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей
нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными
организациями.
Задачи программы:
-образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре
родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
-развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности,
развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры;

-воспитательные:

воспитание

гражданственности,

любви

к

Родине,

почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих
корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа
и его культуры, формирование национальной терпимости, активной
жизненной позиции.
1.9. Формы обучения и виды занятий
Структура и организация занятий являются важными аспектами
программы, которые проводятся в разнообразных формах, включая лекции,
практические занятия, экскурсии и творческие проекты. Это позволяет создать
динамичную образовательную среду, в которой учащиеся могут активно
участвовать в процессе обучения и обмениваться мнениями.
Темы изучаемого материала охватывают широкий спектр вопросов,
связанных с историей, культурой и природой родного края. В рамках
программы будут изучаться

местные традиции, значимые исторические

события, а также природные достопримечательности региона. Учащиеся
будут иметь возможность работать с различными информационными

7

источниками, что поможет им развить навыки критического мышления и
анализа.
Исследовательские проекты, которые будут реализованы в рамках
программы, связаны с историей родного города. Учащиеся смогут выбрать
темы для своих проектов, что позволит им углубиться в изучение
интересующих их аспектов краеведения. Это не только способствует развитию
исследовательских

навыков,

но

и

формирует

у

учащихся

чувство

ответственности за сохранение культурного наследия своего региона.
Экскурсии и мероприятия, запланированные в рамках программы, будут
позволят учащимся не только увидеть исторические и культурные памятники,
но и познакомиться с деятельностью местных музеев и культурных
учреждений. Это создаст дополнительные возможности для практического
применения полученных знаний и формирования у учащихся активной
гражданской позиции.
Поддержка школьного музея, как важного элемента программы, не
только местом хранения экспонатов, но и активной площадкой для проведения
мероприятий, выставок и исследовательских проектов. Это позволит
учащимся не только углубить свои знания, но и развить навыки работы в
команде, а также организаторские способности.
1.10. Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся научатся:
— работать с источниками разных типов: как с вещественными,
так и с письменными, устными и информационными источниками;
— находить и осуществлять отбор нужной информации;
— анализировать источники по заданным критериям;
— высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
— наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

8

— находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;
— сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом
времени или в другом географическом пространстве;
— выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
— вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научноисследовательской работы, возможность включиться в социально значимую
деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут
участие в реализации социально значимых проектов, проводимых в учебном
учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр,
музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного
музея, экспедиций.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а
занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить
увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и
нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных
обрядов и фольклора.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа:

Воспитательная работа:

практическая работа;

кружки, экскурсии, походы;

учебные экскурсии вне музея;

туристические поездки;

уроки в музее;

встречи,

экскурсии в музее;

читательские

конференции

9

самостоятельное изучение, встречи, сборы,
собрания;
В основу программы положен системно-деятельностный подход, целью
которого является:
научить учащихся самостоятельно учиться;
помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им
успешно социализироваться в современном мире.
В ходе реализации программы используются технологии проектного
обучения, интерактивных технологий, личностно-ориентированного подхода.
1.11. Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость
соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным
процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска,
включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного
музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных
приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных
лекций,

семинаров,

научно-практических

конференций,

поисковой

и

проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая
важнейшим фактором создания и жизни музея.
Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского
коллектива, ветеранов педагогического труда.

10

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами
локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в
содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных
материалов. Организация постоянных связей с республиканскими музеями и
архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
2. Учебный план
№

Содержание программы

Теоретич

Практич Всего

Форма

п/п

еские

еские

контроля

.

занятия

занятия

Тема 1. Школьный музей. Документоведение
1

Вводное занятие. Цели и
задачи курса. Знакомство
с правилами учета

1

1

2

Наблюдение,
тест

и хранения документов,
ведения учетной
документации.

2

Функции
музея.

школьного 2

3

5

Наблюдение

Организация

школьного музея.

3

Фонды школьного музея

2

4

6

Опрос

4

Комплектование фондов 3

4

7

наблюдение

школьного музея

11

5

Учёт

и

описание 3

6

9

музейных предметов

6

Экспозиции

Практическая
работа

школьного 2

4

6

Наблюдение

музейной 1

4

5

Практическая

музея.
7

Тексты

в

экспозиции

8

работа

Экскурсионная работа в 5
школьном

5

10

музее.

Составление
экскурсий.

Проведение
экскурсий

текстов
Проведение

экскурсий
Тема 2. Страницы истории родного города. Березовский – город русского
золота
9

Школьный

музей

источник

как 2

4

6

Опрос

5

10

Тестирование

6

11

Практическая

изучения

родного края. Наследие в
школьном музее.
10

Родной край в истории 5
России

«Берёзовский-

город русского золота»
11

Шахтерские
Березовский

династии. 5
рудник

в

работа

годы ВОВ
12

Березовчане – участники 3
Великой
войны.

Отечественной
Березовчане

4

7

Проведение
экскурсии

-

герои

12

13

Выпускники

лицея

участники

локальных

войн.

Открытие

– 1

1

2

Наблюдение

2

4

Опрос

парты

героя
Тема 3. История лицея.
14

Наша школа в истории 2
города

15

История школы

1

1

2

Опрос

16

Сбор информации о
выпускниках школы

1

2

3

Практическая
работа

Сбор информации о
1
2
3
Практическая
ветеранах
работа
педагогического труда
школы
18 Систематизация
1
2
3
Практическая
информации об учителях,
работа
выпускниках школы,
ветеранах школы
Тема 4. Научно-исследовательская, проектная деятельность
17

19

Краеведческие проекты

5

5

10

Выполнен
ие
творческо
го задания

20

Участие

в

областной 3

2

5

школе юных музейщиков
21

Выставка как актуальная 2
для

школьного

Участие

в

конкурсе
5

7

музея

Практическая
работа

форма презентации его
коллекций.

Оформление

тематических выставок.
22

Экскурсионные

поездки

5

5

Наблюдение

по родному краю.

13

23

24

Подготовка к городскому
смотру-конкурсу
школьных музеев
Подготовка к областному 2
конкурсу

2

2

Индивидуаль
ные
консультации
Индивидуаль
ные
консультации

4

2

4

79

136

«Уральский

характер»
Итого:

57

3. Содержание программы
Тема 1. Школьный музей. Документоведение. Вводное занятие. Цели и
задачи курса. Техника безопасности. Знакомство с правилами учета и
хранения документов, ведения учетной документации. Функции школьного
музея.

Организация

школьного

музея.

Фонды

школьного

музея.

Комплектование фондов школьного музея. Учёт и описание музейных
предметов. Экспозиции школьного музея. Тексты в музейной экспозиции.
Экскурсионная работа в школьном музее. Составление текстов экскурсий.
Проведение экскурсий.
Тема 2. Страницы истории родного города. Березовский – город русского
золота. Школьный музей как источник изучения родного края. Наследие в
школьном музее. Родной край в истории России. «Берёзовский-город русского
золота». Шахтерские династии. Березовский рудник в годы ВОВ. Березовчане
– участники Великой Отечественной войны. Березовчане – герои. Выпускники
лицея – участники локальных войн. Открытие парты героя.
Тема 3. История лицея. Наша школа в истории города. История школы. Сбор
информации о выпускниках школы. Сбор информации о ветеранах
педагогического труда школы. Систематизация информации об учителях,
выпускниках школы, ветеранах школы
Тема 4. Научно-исследовательская, проектная деятельность
Краеведческие проекты. Участие в областной школе юных музейщиков.
Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его
коллекций. Оформление тематических выставок. Подготовка к городскому
14

смотру-конкурсу школьных музеев. Подготовка к областному конкурсу
«Уральский характер».
Экскурсионные поездки по родному краю.
В рамках программы "Школьный музей" особое внимание уделяется
темам, связанным с исследованием родного края. Участники кружка имеют
возможность углубляться в изучение географических, исторических и
культурных аспектов своего региона, что способствует формированию у детей
активной гражданской позиции и уважения к своему наследию. Краеведение
позволяет школьникам осознать значимость своего окружения и местных
традиций.
Программа включает множество тем, которые способствуют как
индивидуальному,

так

и

коллективному

исследованию.

Важным

направлением является изучение Родного края, где учащиеся исследуют
уникальные характеристики своей местности. Темы для исследовательских
работ могут включать изучение исторических событий, связанных с
регионами, анализ праздников, экологии, культурных особенностей и
локальных традиций. Такие работы развивают навыки критического
мышления и самостоятельной работы с источниками информации.
Каждое занятие может также включать подготовку к экскурсиям,
которые будут посвящены значимым историческим и культурным местам.
Экскурсии предоставляют возможность не только увидеть физические
памятники, но и погрузиться в атмосферу, ощутить культуру и традиции,
которые окружали наши предков. Это создает уникальную связь между
прошлым и настоящим, помогая детям лучше понять свою идентичность.
Сбор информации о родном крае может происходить через работу с
различными источниками – книгами, архивными материалами, музеями и
местными жителями. Это помогает учащимся не только расширять свои
исследовательские навыки, но и развивает чувство ответственности за
сохранение культурного наследия. Работы в школьном музее позволяют детям

15

ознакомиться с реальными артефактами и материалами, что делает процесс
обучения более наглядным и запоминающимся.
Кроме того, в рамках программы организуются мероприятия, такие как
выставки, конференции и конкурсы, где учащиеся могут представить
результаты своих исследований. Это создает пространство для обмена
знаниями и опытом, а также развивает навыки публичных выступлений и
критической оценки результатов своего труда.
Краеведение как дисциплина выходит за рамки простого изучения
фактов, оно воспитывает чувство патриотизма и любви к родной земле,
способствуя глубокому пониманию исторических процессов и культурных
изменений. Учащимся важно не только собирать информацию, но и уметь её
анализировать, искать связь между событиями и их последствиями для
дальнейшего развития региона.
4. Планируемые результаты:
Личностными

результатами

изучения

дополнительной

общеобразовательной программы «Школьный музей» являются:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности,
традиционных

культуры

ценностей

своего

народа,

многонационального

своего

края;

усвоение

российского

общества;

воспитание чувства долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с
учетом устойчивых познавательных интересов;

16



формирование

доброжелательного

толерантности

отношения

к

как

другому

нормы

осознанного

человеку,

его

и

мнению,

мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества,

заданных

возрастному

статусу

институтами

обучающихся;

социализации
формирование

соответственно

основ

социально-

критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных

проблем

нравственных

чувств

на
и

основе

личностного

нравственного

выбора,

поведения,

формирование
осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы являются:


умение

планировать

пути

достижения

целей

на

основе

самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять
альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
 умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с педагогом и сверстниками, определять общие цели
и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия,
планировать общие способы работы;

17

 умение работать в группе — владение навыками самопрезентации,
умение

эффективно

сотрудничать

и

взаимодействовать

на

основе

координации различных позиций при выработке общего решения в
совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и
аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и
координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения
интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета 12
интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов;
 формирование и развитие учебной и обще пользовательской
компетентности

в

области

использования

информационно

коммуникационных технологий как инструментальной основы развития
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных
действий, включая совершенствование навыков решения социально и
личностно

значимых

проблем,

способности

к

сотрудничеству

и

саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко
распространенные инструменты и технические средства информационных
технологий.
Предметными результатами изучения программы являются:
 основные этапы и ключевые события истории России ХХ века.
 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с
веком; определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории;
 использовать текст исторического источника при ответе на
вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства
разных источников;

 показывать на исторической карте территории

расселения народов, границы государств, города, места значительных
исторических событий;
 рассказывать о важнейших исторических событиях и их
участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать
описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
18

иллюстративного

материала

учебника,

фрагментов

исторических

источников; использовать приобретенные знания при написании творческих
работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять
общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной
и мировой культуры; использовать приобретенные знания и умения в
практической

деятельности

и

повседневной

жизни

для:

понимания

исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;
 высказывания собственных суждений об историческом наследии
народов России и мира. Результаты освоения программы. Уровни достижения
результатов при реализации курса внеурочной.
Таким образом, программа "Школьный музей" представляет собой
комплексный подход к изучению краеведения, который сочетает в себе
теоретические знания и практическое применение. В условиях современного
мира, где важно сохранять и развивать местные традиции и культуру, данная
программа становится особенно актуальной и необходимой для формирования
у учащихся осознанного отношения к своему родному краю.
5. Организационно-педагогические условия программы
Материально - техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете №39, в школьном музее.
Кабинет оборудован:
Компьютер учителя, лицензионное программное обеспечение;
Интерактивный программно-аппаратный комплекс -1;
19

Проектор -1;
Принтер -1;
Документ камера -1;
Сетевой фильтр; Акустическая система для аудитории;
Парта школьная одноместная – 34;
Стулья ученические – 3;
Доска классная магнитная – 1;
Шкаф для хранения учебных пособий – 5;
Стол учительский-1; Стул учительский-1;
Образовательные и информационные ресурсы
1.Виртуальные музеи и галереи мираhttp://www.ph4.ru/virtur
2.Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
3.Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
4.Исторические

усадьбы

России.

Музеи-усадьбы

России

//

http://histusadba.narod.ru
5.Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp
6.Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp
7.Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html
8.Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/
9.Музеи

Санкт-Петербурга

и

пригородов

//http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
10.Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/
11.Русский музей. http://rusmuseum.ru/
12.Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/
13.Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org
Кадровое обеспечение
Требования

к

педагогу

дополнительного

образования,

осуществляющему реализацию программы.
Должностные обязанности.

20

Осуществляет

дополнительное

образование

обучающихся,

воспитанников в соответствии со своей образовательной программой,
развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав
обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого
детского объединения и принимает меры по сохранению контингента
обучающихся, воспитанников в течение срока обучения. Обеспечивает
педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы
(обучения)

исходя

из

психофизиологической

и

педагогической

целесообразности, используя современные образовательные технологии,
включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной
гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает
соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в
разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и
программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие
способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию,
формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Организует разные виды

деятельности обучающихся, воспитанников

ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их
познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную
деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую,
включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь
обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками
актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.
Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие
опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные
таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и
талантливым

обучающимся,

воспитанникам,

а

также

обучающимся,
21

воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие
обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, других формах
методической работы, в работе по проведению родительских собраний,
оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает
охрану

жизни

и

образовательного

здоровья
процесса.

обучающихся,

воспитанников

Обеспечивает

при

во

проведении

время
занятий

соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и
специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику
развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их
творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов;
содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного
образования
краеведческой,

детей,

научно-технической,

оздоровительно-спортивной,

эстетической,
досуговой

туристскодеятельности;

программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;
деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы
развития мастерства, формирования основных составляющих компетентности
(профессиональной,
современные

коммуникативной,
педагогические

дифференцированного,

информационной,
технологии:

развивающего

обучения,

правовой);

продуктивного,
реализации

компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей
позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми
разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по
работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики;
22

основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами,
электронными

таблицами),

электронной

почтой

и

браузерами,

мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного
детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование

и

дополнительная

профессиональная

подготовка

по

направлению, реализуемому программой, без предъявления требований к
стажу работы. Организации, осуществляющие образовательную деятельность,
вправе в соответствии с Федеральным законом об образовании (часть 5 статья
46) привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным
общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным
программам высшего образования по специальностям и направлениям
подготовки,

соответствующим

направленности

дополнительных

общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной
программы

высшего

образования

направленности

дополнительной

общеобразовательной программы определяется указанными организациями
(часть 4 статья 46 Федерального закона об образовании).
6. Оценочные материалы
6.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе не проводится.
6.2. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация
предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному
графику.
6.3.

Формы

промежуточных

аттестаций

разрабатываются

и

обосновываются для определения результативности освоения программы.
Призваны отражать достижения цели и задач программы. Используются
23

дневники

наблюдений,

Результативность

как

освоения

форма

фиксации

программы

результатов

оценивается

по

обучения.
следующим

критериям: - по степени владения теоретическим материалом, терминологией;
- по умению составлять и проводить экскурсии, выставки; - по качеству
выполнения всех этапов документоведения; - по качеству выполнения
практических работ. Кроме того, критериями оценки освоения программы
является развитие таких свойств личности учащегося как трудолюбие,
усидчивость, аккуратность, коллективизм, любознательность, способность
ценить прекрасное и стремление создавать своими руками. Используются
следующие методы:
- устные (опрос, беседа), практические (выполнение проекта, создание
выставки, экскурсии),
- метод взаимоконтроля и самоконтроля,
- дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей учащихся.
Ключевым моментом является то, что результаты программы будут
оцениваться на трех уровнях — это позволит фиксировать прогресс каждого
ученика, помогать ему в освоении материала и адаптации к новым знаниям.
На первом уровне акцент будет сделан на понимание социальных знаний, что
является основой для более глубоких исследований на следующем уровне,
связанном с осознанием социальной реальности и моральных норм. В свою
очередь, на третьем уровне дети смогут осуществлять более сложные
исследовательские проекты, создавая уникальные продукты, которые
продемонстрируют их достижения и включенность в общественную жизнь.
Эти результаты отражают не только их успехи в изучении темы, но и
возможность применять полученные знания в реальной жизни.
Исследовательские проекты
Исследовательские

проекты

по

краеведению

предоставляют

уникальную возможность для школьников углубленно изучать свою историю,
культуру и природные ресурсы. Темы проектов могут варьироваться от
изучения традиций коренных жителей до истории архитектурных памятников.
24

В процессе подготовки проектов важно, чтобы учащиеся выбрали узкие и
специфичные темы, которые позволят детально изучить интересующий их
аспект.
На первом этапе подготовки проекта необходимо проанализировать
доступную литературу и ресурсы. Это может включать изучение книг, статей,
музейных экспозиций и архивных материалов. Также важно сформировать
карточки с информацией, которая будет полезна во время экскурсионных
маршрутов. Кроме того, стоит рассмотреть вопрос о возможных партнёрствах
с местными учреждениями, библиотеками и музеями для получения
дополнительной информации и ресурса для работы.
Следующий этап включает сам процесс исследования. На первом уровне
учащиеся знакомятся с готовыми знаниями, получая основные представления
о выбранной теме. Этот этап позволяет сформировать базу, на которой
строится дальнейшая самостоятельная работа. На втором уровне учащиеся
учатся искать и использовать научную литературу и другие источники, что
способствует более глубокому пониманию предмета исследования. Этот
процесс требует от них навыков критического мышления и анализа
информации.
На третьем уровне работы над проектом ученики становятся активными
исследователями. Они могут проводить полевые исследования, встречаться с
экспертами, проводить опросы или эксперименты. Этот практический опыт
позволит учащимся не только углубить свои знания, но и развить навыки
проектной работы, научного подхода и командного взаимодействия.
Формат итогового представления результатов проектов может быть
различным: выставка, оформление сборника, участие в конкурсах и
конференциях. Например, работы могут быть представлены на выставках или
конкурсах краеведческих проектов на местном и региональном уровнях, что

25

не только повышает интерес к исследованию, но и мотивирует учащихся к
дальнейшей работе.
Обобщение результатов исследований и их обсуждение в круге
единомышленников также играют важную роль в развитии исследовательских
навыков. Участие в совместных обсуждениях позволяет учащимся получить
ценные отзывы о своей работе и поддержать друг друга в процессе
дальнейшего обучения.
Таким образом, проектная деятельность в рамках краеведческого
кружка не только обогащает знания учащихся, но и развивает их
исследовательские навыки, креативное мышление и любовь к родному краю,
способствуя формированию активной гражданской позиции и уважения к
культурному наследию своей страны.
Экскурсии и мероприятия
Основная цель программы заключается в формировании активной
гражданской позиции у обучающихся, что достигается через различные виды
работы, ориентированные на самостоятельное участие и вовлеченность.
Кроме того, программа имеет четкую задачу – обогатить знания детей о
культурном наследии региона, что включает в себя изучение местных
традиций и обычаев. Такой подход позволяет детям не только учиться, но и
ценить свою культуру и историю. Участие в кружке дает возможность
применить теоретические знания на практике, исследуя родной край и его
особенности.
Краеведческие экскурсии являются неотъемлемой частью работы
программы "Школьный музей" ". Эти мероприятия призваны углубить знания
школьников о родном крае, его истории, культуре и природе. Экскурсии в
школьном краеведческом музее предоставляют возможность увидеть
разнообразные экспозиции, которые включают в себя исторические
артефакты, предметы быта, а также элементы культуры и природы региона.
Это не только расширяет знания учащихся, но и позволяет им ощутить связь с
26

историей и культурой своего народа, формируя интерес к изучению родного
края.
Различают три типа краеведческих экскурсий: природоведческие,
исторические и культурологические. Эти мероприятия могут быть как
предметными,

так

и

комплексными,

что

позволяет

организовать

разнообразные формы работы и углубить изучение конкретных тем.
Например, природоведческие экскурсии могут проходить в окрестностях
школы, где участники будут наблюдать за местной флорой и фауной, а также
изучать влияние природных факторов на жизнь людей. Исторические
экскурсии фокусируются на ключевых событиях и персоналиях, оказавших
влияние на развитие региона. Культурологические экскурсии помогают узнать
о традициях, обычаях и праздниках, что способствует воспитанию
патриотизма и уважения к наследию предков.
Важным аспектом организации экскурсий является их интеграция в
учебный процесс. Учителя могут использовать экскурсии как средство
обучения,

что

делает

изучение

материала

более

наглядным

и

запоминающимся. Кроме того, такие мероприятия формируют у школьников
исследовательские навыки, так как многие экскурсии предполагают активное
участие учащихся в процессе. Они могут выполнять небольшие исследования
по темам, связанным с природой или историей региона, отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссиях и разрабатывать проекты.
Организация экскурсий требует подготовки и планирования. Для начала
необходимо определить темы, которые будут интересны учащимся, а также
выбрать подходящие места для проведения мероприятий. При этом важно
учитывать возрастные особенности школьников, их интересы и уровень
подготовленности. Важно, чтобы экскурсии были не только познавательными,
но и увлекательными. Для этого можно задействовать элементы игры,

27

творчества и практической деятельности, что позволит сделать экскурсию
более живой и интересной.
Исследования показывают, что экскурсии способны значительно
обогатить

учебный

процесс,

создавая

условия

для

глубокого

и

разностороннего изучения тем. Они становятся источником вдохновения для
школьников, мотивируя их на дальнейшее исследование своей истории и
культуры. Посещение музея и участие в экскурсиях непосредственно помогает
учащимся осознать свою идентичность и чувство принадлежности к родному
краю, что является особенно важно в современном мире.
Таким образом, экскурсии и мероприятия программы "Школьный
музей»"

представляют

собой

мощный

инструмент

для

воспитания

заинтересованности к краеведению и культуре, позволяя школьникам не
только получать новые знания, но и активно участвовать в процессе их
освоения.

Краеведческая

работа

в

школе

становится

не

просто

вспомогательным элементом учебного процесса, а его неотъемлемой частью,
способствующей формированию патриотизма и культурной идентичности.
7. Методическое обеспечение.
1.

Арцев

М.Н.

Учебно-исследовательская

работа

учащихся

(методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, 2005, № 6,
с.4-29.
2. Деловая игра «Создаем музей». См. Персин А.И. Краеведение и
школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006, с.75
– 87.
3. Дуров В.А. Русские награды XVIII - начала XX в. – М.: Просвещение,
1997.
4.

Емельянов

Б.В.

Экскурсоведение:

учебник.

3-е

издание,

переработанное и дополненное. – М.: Советский спорт, 2001.

28

5. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для
вузов по спец. «История»/ Под ред. К.Г.Левыкина, В.Хербста. – М.: Высш. шк.,
- 1988.
6. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе.
Учебнометодическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.
7. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами
музейной педагогики: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. Пособие. –
М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.
8. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания:
Учебнометодическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.
9. Ривош Я.Н. Время и вещи. Очерки по истории материальной
культуры в России начала ХХ века. – М.: Искусство, 1990.
10.Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь
педагогу-краеведу. – М.: Интерпракс, 1994.
11.Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти.
Методическое пособие, изд. третье, дополненное. М.: ФЦДЮТиК, 2006.
12.Фурсова А.А. Роль музея в системе общего образования. Повышение
востребованности

музейных

образовательных

программ.//

Справочник

руководителя учреждения культуры № 2, 2006, с. 84-89.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».